4535

Я даже рад, что так случилось...

В понедельник находившийся долгие годы в международном розыске по обвинению в крупных хищениях и мошенничестве экс-заместитель председателя правления БТА Банка Жаксылык ЖАРИМБЕТОВ выступил в Астане с разоблачающим себя и своего бывшего патрона - беглого казахстанского олигарха Мухтара АБЛЯЗОВА, обвиняемого в многомиллиардных хищениях как на родине, так и за рубежом - покаянным заявлением.

Судьба Жаримбетова круто вновь перевернулась 17 января этого года, когда его с поддельным паспортом задержали пограничники Турции.
- Находясь в полицейском участке (в Стамбуле. - Л. Т.), я все обдумал, назвался тем, кто я на самом деле, и попросил сообщить в генеральное консульство Казахстана в Стамбуле. С учетом того, что я находился в реестре Интерпола, 20 января был экстрадирован в Казахстан, 21-го прибыл в Астану и помещен в СИЗО, где по сей день находился, - рассказал Жаксылык Жаримбетов. - Хочу заявить, что никто никаких пыток и мер иного воздействия на меня не оказывал! Никакой политики здесь нет. Некоторые НПО представили это так, будто у меня бедственное положение и моей жизни угрожает опасность. Это совсем не так. Все нормально.
Находясь в СИЗО, сообщил Жаримбетов, он нормально общался с супругой, изъявил добровольное желание сотрудничать со следствием, и на данный момент в его отношении избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. В настоящее время Жаксылык Жаримбетов находится в статусе подозреваемого в нашумевшем деле о хищениях в БТА Банке.
Журналисты спросили, признает ли он свою вину.
- В части того, что я оказался в этой ситуации, считаю, что меня подставили и использовали - в этой части я считаю себя пострадавшим. Но мне никто не приставлял к виску пистолет, - последовал ответ. - Конечно, эти вещи делал осознанно: работал на банк, искренне верил, что делаю все правильно. Оказалось, что были произведены мошеннические действия, поэтому в этом отношении как участник этого процесса я виновен. Я признаю свою вину в том отношении, что участвовал в этом во всем. Естественно, какие-то действия, которые мы предпринимали - нарушение каких-то процессуальных норм Национального банка, конечно, мы это делали осознанно. Но мы считали, это нормальная практика ведения бизнеса в Казахстане. Но вопрос воровства здесь не стоял, ни в чей карман я не залез.
Жаримбетов заявил, что готов “достойно принять решение, которое вынесет суд”, и скрываться вновь не намерен.
- Никуда не собираюсь убегать, я уже устал бегать! Зачем мне быть изгоем где-то в чужой стране? Я буду здесь. Я не хочу быть беженцем, хочу быть своим в своей стране. Три дня, говорят, человек привыкает к аду. То есть можно ко всему привыкнуть, - со вздохом сказал Жаримбетов. - Гора с плеч, я даже рад, что так случилось. Видимо, надо было давно это сделать, но в силу разных ситуаций не получалось. Но никакого давления, способов влияния на меня не было. Все это добровольно. Некоторые люди, например Аблязов, пытаются политизировать эту ситуацию. Но никакой политики здесь нет. Эти люди делают это из личных соображений, но ко мне это никакого отношения не имеет!
На вопрос, почему он решил сбежать и так долго скрывался, Жаримбетов ответил, что он находился во власти страха.
- Естественно, я боялся! Такое ощущение было, что никто не будет разбираться, всех будут подряд сажать. Этот страх преобладал, страх, я думаю, не за себя, а о том, что моя семья может оказаться без поддержки и опоры. Я думаю, это прежде всего меня волновало. Не трус я, в принципе. И определенное влияние оказывал сам Аблязов. Я понимаю, что у него был свой интерес, - заявил Жаримбетов.
На протяжении этих восьми лет он в основном находился в Англии, где получил статус политического беженца. Кроме того, беглый экс-банкир курсировал по Европе и наведывался в Турцию. По его словам, ему в финансовом отношении помогали люди Аблязова. Но с самим Аблязовым, утверждает Жаримбетов, он не контактировал с октября 2012 года.
- Я и сам занимался бизнесом с 1989 года. Еще до банка я был состоятельным человеком, мне было на что жить. Занимался разными вещами, помогал семье. Я вообще сам по себе такой человек - всем помогаю. А сейчас пишу книгу, - вдруг разоткровенничался Жаримбетов.
Адвокат Нурлан УСТЕМИРОВ сообщил журналистам, что его подзащитный обвиняется по трем статьям Уголовного кодекса: 176 - “присвоение и растрата вверенного чужого имущества”, 177 - “мошенничество” и 235 - “участие в преступном сообществе”.
- Государству он (Жаримбетов. - Л. Т.) ущерб не причинил - ущерб банку нанесен. Значит, и нет политической подоплеки. В этом начали разбираться и, самое главное, поняли, - заявил защитник беглеца.
Супруга и шестеро детей Жаксылыка Жаримбетова сейчас находятся в Дубае и в скором времени тоже вернутся в Казахстан.
- Если бы меня не задержали в Турции, я бы, может, еще ходил где-то, боялся... Но в Турции я мог бы и не назваться, и поставили бы меня в лагерь беженцев. Поверьте, я бы нашел способ оттуда уйти, - заключил Жаримбетов, подчеркнув, что на протяжении восьми лет бегства страдал.
Он также отметил, что, работая в команде Аблязова, заработал несколько миллионов долларов и сейчас по мере возможности готов возместить сумму ущерба, которую установит суд.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть