Налоговый ад
Даже министра финансов мытари норовят ободрать как липку!
Авторитетный депутат мажилиса Гульжана КАРАГУСОВА (на снимке) раскритиковала работу налоговых органов. Вчера в ходе правительственного часа в этой палате парламента, посвященного теме таможенного и налогового администрирования, она практически опровергла все заявления министра финансов Бахыта СУЛТАНОВА (на снимке) об эффективности налоговой политики и создании благоприятных условий для бизнеса.
Глава Минфина не без гордости сообщил, что в 2016 году план поступлений в госбюджет составил 108,4 процента - при ожидавшихся 5719,7 млрд. тенге в казну поступило 6198,1 млрд. Таким образом, перевыполнение составило 478,4 млрд. тенге, констатировал Султанов.
- Достижение целевых прогнозных значений по поступлениям - это результат принятых мер по улучшению налогового и таможенного администрирования. Немаловажным является обеспечение баланса между необходимым уровнем контроля и созданием благоприятных условий для бизнеса, для добровольного исполнения обязательств, - заявил министр.
Положительную тенденцию он отметил и в сфере контроля налогоплательщиков.
- В части контрольных мероприятий в 2016 году проведено 10 тысяч налоговых проверок, которые потенциально приводят к доначислению налогов. При этом охвачено контролем всего 0,5 процента всех действующих налогоплательщиков, тогда как в 2013 году было проведено 12,2 тысячи проверок и охват составил 0,9 процента, - сообщил Бахыт Султанов.
Однако Гульжана Карагусова оценила существующее положение дел в сфере налогообложения куда более критично. По ее мнению, налогооблагаемая база, несмотря на многочисленные программы государства по развитию экономики, оставляет желать лучшего.
- По логике (несмотря на нестабильность цен на энергоносители), учитывая грандиозные программы по индустриально-инновационному развитию, жилищному строительству, поддержке бизнеса, программы занятости, все они в качестве результата должны иметь пополнение доходной части бюджета. Это же согласно принципам ОЭСР является главным критерием эффективности любой программы. Увы, у нас этого не происходит! - констатировала в свою очередь парламентарий.
Причина узкой налогооблагаемой базы банально проста - низкое качество администрирования, считает депутат. Налоговые органы, подчеркнула Гульжана Карагусова, зачастую жестко работают с теми, кто... платит налоги.
- А где работа по выявлению тех, кто их не платит? Для этого есть информационные ресурсы, базы Министерства юстиции, Министерства здравоохранения и социального развития, местных исполнительных органов. Должна быть широкая эффективная работа по разъяснению и помощи гражданам по уплате налогов! - наседала мажилисвумен.
Еще одним мало используемым источником пополнения доходной части бюджета она назвала учет имущества, в частности жилья. Карагусова предложила совместно с акиматами сделать процесс уплаты налогов на жилье более прозрачным и менее забюрократизированным.
В свою очередь депутат Джамиля НУРМАНБЕТОВА обратила внимание Бахыта Султанова на то, что зачастую при смене собственника налог на жилье по непонятным причинам перестает начисляться.
- У нас есть большая проблема по начислению налога на имущество, - признал Султанов. - Даже мне, министру финансов, приходили уведомления с ошибочными начислениями налогов на имущество! Эту проблему стараемся решать.
Вступивший в полемику председатель комитета госдоходов Министерства финансов Ардак ТЕНГЕБАЕВ объяснил причину проблемы с начислением налогов на имущество: все дело, по его словам, лишь в технических неполадках, “а в целом система работает очень хорошо”.
Тем временем Гульжана Карагусова продолжила курс ликбеза для Минфина и коллег о пробелах в деятельности налоговых органов. Она встала на защиту добросовестных налогоплательщиков, страдающих от “пагубной практики наложения штрафов”. Штрафы, отметила депутат, являются деструктивным механизмом во взаимоотношениях государства с налогоплательщиками.
- Только по итогам 2015 года сумма поступлений в доходную часть республиканского бюджета в виде штрафов выросла в два раза - с 2,6 миллиарда тенге (в 2014 году) до 4,8 миллиарда (в 2015 году), по данным отчета правительства. Что, за такой короткий период времени все наши налогоплательщики стали нарушителями? - иронично вопросила парламентарий, добавив, что налагаемые на налогоплательщиков штрафы порой несоизмеримы с их доходами.
Не выдерживает никакой критики, по мнению Карагусовой, и тот факт, что санкциям нередко подвергаются законопослушные предприниматели, которым приходится пройти семь кругов ада, чтобы доказать свою правоту, в то время как во всех развитых странах, в число которых стремится попасть Казахстан, придерживаются принципа презумпции невиновности.
Страдают предприниматели, по словам Карагусовой, и от проверок налоговых служб, нередко допускающих нарушение законодательства, в частности при
процедуре добровольной ликвидации предприятий.
- Порой доходит до абсурда: когда индивидуальный предприниматель после пары лет безуспешного занятия бизнесом и отсутствия какой-либо деятельности годами не может ликвидировать свое предприятие! Полагаем, что процедура ликвидации субъектов малого бизнеса должна проходить в максимально сжатые сроки, например не более десяти рабочих дней, за которые органы государственных доходов смогут выяснить, нет ли неисполненного обязательства за субъектом. Только грамотно выстроенная и понятная система взаимоотношений в налоговых и таможенных вопросах позволит направить в казну каждый положенный тенге в виде платежей, свести к минимуму возможность сокрытия доходов и противоправных действий, - заключила мажилисвумен.
Лэйла ТАСТАНОВА,
фото автора, Астана