Кто удержит регулятора?
Казахстанским авиакомпаниям, которых недавно благополучно вывели из “черного списка” Международной организации гражданской авиации (ИКАО), рано успокаиваться. Уже в следующем году авиаперевозчикам, а также аэропортам предстоит пройти аудит авиационной безопасности. Вчера на пленарном заседании мажилиса спикер Нурлан НИГМАТУЛИН предупредил уполномоченное ведомство: “Чтобы бардак в небе не устроили!”
Министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК презентовал депутатам новый законопроект по вопросам воздушного пространства и деятельности авиации. Он отметил, что проект закона направлен на дальнейшее приведение законодательства в сфере гражданской авиации в соответствие со стандартами ИКАО. Отныне аэропорты обяжут разрабатывать целую программу контроля качества авиационных услуг. Наряду с этим законодательно закрепят ответственность медицинских экспертов, поставщиков аэронавигационного обслуживания и должностных лиц. Разработчики законопроекта позаботились и о малой авиации, освободив эксплуатантов воздушных судов от уплаты сборов за аэронавигационное обслуживание.
- Законодательно закрепляется обязанность служб аэропортов по проведению досмотра на входе в пассажирский терминал в случае нарастания рисков терроризма. Предусматривается расширение компетенции комитета гражданской авиации по проведению служебных экспериментов и аттестаций персонала аэропортовых служб, - сообщил Женис Касымбек.
Он отметил, что ИКАО уделяет особое внимание эффективной военно-гражданской координации при обеспечении безопасного использования воздушного пространства. В этой связи законопроект предусматривает межведомственное взаимодействие между гражданскими и военными органами управления.
Напомнив, что в 2009 году по результатам аудита безопасности полетов, проведенного ИКАО, казахстанские авиакомпании попали в “черный список” (это запрет на полеты в Европу), Женис Касымбек сообщил, что в 2017 году предстоит пройти проверку авиационной безопасности, то есть защищенность объектов авиации. Министерство по инвестициям и развитию предлагает, чтобы квалификационные и специальные отметки в свидетельства авиаперсонала легкой и сверхлегкой авиации вносила некоммерческая организация (НКО), которая объединит эксплуатантов воздушных судов.
Нурлан Нигматулин, напомнив, что сегодня эту функцию выполняет государственный орган - комитет гражданской авиации, усомнился в целесообразности передачи полномочий некоммерческой структуре.
- Вы удержите регулятор? Образно говоря, это как функции ГАИ передать НКО, чтобы бардак на дороге не устроили. А вы - чтобы бардак в небе не устроили и при взлете в аэропортах! НКО будут четко регулировать, как это делает сегодня государство? - потребовал ответа спикер.
Как отметил глава Мининвестразвития, такая практика принята во многих странах и, что самое важное, сертификаты некоммерческой организации будет выдавать сама Международная организация гражданской авиации.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана