С оттенком элитарности
Министр информации и коммуникаций Даурен АБАЕВ искренне надеется, что казахстанцы будут отдавать предпочтение исключительно отечественным телеканалам, а чтение газет станет хорошим трендом. О развитии СМИ республики он рассказал в понедельник в ходе правчаса в мажилисе. Однако парламентарии настроены менее оптимистично, посетовав на слабую государственную информационную политику.
Не без гордости глава Министерства информации и коммуникаций (МИК) сообщил, что отечественные телеканалы сегодня смотрят порядка 88 процентов казахстанцев, из них 53 процента - ежедневно.
- Наша задача - увеличить данную цифру, так как в современном мире теле- и радиовещание является катализатором позитивных изменений в обществе, растет его роль в формировании национальной идентичности, продвижении межэтнического согласия и социально-политической стабильности, - патетично отметил министр.
Между тем депутат мажилиса Гульнар ИКСАНОВА (на снимке) оценивает медийный рынок под критическим углом. Эфир электронных СМИ, подчеркнула она, заполняется зарубежными телесериалами, а сетка выходных дней - одноформатными концертными программами.
- Наши телеканалы пытаются поднять свои рейтинги за счет приобретения франшиз у зарубежных правообладателей. Существует дефицит аналитических, познавательных материалов, программ о культуре, программ, популяризирующих имена казахстанских авторов, известных людей, исчезла практика журналистских расследований, - посетовала Иксанова.
Анализ электронных СМИ в ноябре 2016 года, отметила она, демонстрирует, что госканалы в рейтинге на шестом и седьмом местах, а в топ-50 популярных у населения программ за январь-октябрь 2016 года вошла продукция только 16 казахстанских телеканалов, да и то негосударственных.
- Все эти проблемы возникают вследствие слабого отечественного контента. У государственных СМИ не всегда креативные медийные инструменты, у частных превалируют зарубежные программы и поток негативных асоциальных новостей, - констатировала парламентарий, подчеркнув, что относительная стабильность государственной прессы отчасти объясняется обязательной подпиской.
Эту тему подхватила депутат Ирина АРОНОВА (на снимке), возмутившаяся тем, что бюджетных работников, в частности учителей, принуждают в обязательном порядке подписываться на государственные газеты и журналы. Она спросила министра, считает ли он такую меру необходимой для выживания государственных печатных СМИ.
В ответ Даурен Абаев согласился, что такая обязаловка имеет место быть, однако возглавляемое им министерство не поддерживает эту практику.
- Мы понимаем, что издания, наверное, такими темпами, как раньше, тираж наращивать не будут. Это естественный процесс, поэтому мы ставим перед нашими изданиями очень простую задачу: повышать аналитическую составляющую, обратить внимание на регионы, вести журналистские расследования, - сказал министр, выразив надежду, что эти меры позволят газетам расширить читательскую аудиторию.
- Оно (чтение газет в бумажном варианте. - Л. Т.) уже приобретает какой-то оттенок элитарности. Я надеюсь, читать газету станет хорошим трендом, показателем того, что люди являются вдумчивыми, то есть социальный статус будет повышаться у людей, которые будут читать газеты. И к этому надо стремиться! - призвал Абаев.
В свою очередь мажилисмен Шавкат УТЕМИСОВ (на снимке) обратил внимание министра на то, что в Казахстане катастрофически сокращается количество торговых точек, реализующих печатные СМИ и книжную продукцию.
- В Германии существует господдержка рынка бумажных СМИ, во Франции и Польше торговые точки периодической печати получают дотации от государства. В Казахстане же за последнее время фактически прекратила свое существование крупнейшая сеть по распространению периодических изданий в Алматы “Даус”, имевшая 200 киосков. Приостановило действие договоров с печатными СМИ ТОО “Номад”, в распоряжении которого около 350 киосков и торговых точек. Я уже не говорю, что закрываются книжные магазины, - поделился своей озабоченностью депутат.
Даурен Абаев поспешил его успокоить, сообщив, что вскоре планируется внести поправки в законодательство, предусматривающие поддержку редакций в продаже печатных периодических изданий. При этом он отметил, что распространение газет сегодня невыгодно экономически.
- Поэтому наши киоски и закрываются. Чтобы экономически выгодными быть, надо действительно идти по примеру западных стран. Во-первых, развивать культуру чтения газет, чтобы с утра люди обязательно читали. Во-вторых, надо развивать экономическую составляющую, - выразил мнение министр.
К слову, в 2017-2019 годах правительство будет выделять ежегодно 1,6 млрд. тенге на развитие государственных интернет-сайтов. А частные сайты и газеты могут рассчитывать на поддержку только в рамках госинформзаказа. Эту сферу раскритиковала Гульнар Иксанова.
- Необходимы новые подходы в реализации госинформзаказа, нужно комплексно обеспечивать событийный ряд ключевых общественно значимых мероприятий, производя продукцию в разных форматах с разными носителями и эффективным распространением, - заявила депутат.
Она указала на ряд недостатков в госинформполитике, среди которых - слабое доверие населения к государственным СМИ, неготовность органов власти работать в новых условиях, непонимание ими новых форматов коммуникаций. По словам Иксановой, механизмы госзаказа печатным СМИ не всегда оправдывают цели и средства.
- Определение исполнителей информзаказа и объемы часто зависят от авторитета собственника издания! А преобладающее число журналов, поступивших по госзаказу, не встречается ни в киосках, ни в библиотеках, - отметила депутат.
В завершение правчаса глава МИК сообщил, что казахстанским СМИ запретят публиковать и демонстрировать фото и видео детей до 12 лет, подвергшихся насилию. Соответствующие поправки, по словам Абаева, уже вносятся в законодательство.
- Мы даже, может быть, пойдем на то, что необязательно согласие законных (родителей, представителей ребенка. - Л. Т.), то есть можно будет полностью запретить (показывать в СМИ пострадавшего ребенка. - Л. Т.). Потому что не всегда родители, законные представители осознают, какой это ущерб может принести ребенку через 10 лет. Это очень тонкая тема, и мы в первую очередь защищаем права ребенка, - пояснил Даурен Абаев.
В кулуарах он прокомментировал журналистам новую законодательную инициативу, разрешающую рекламу алкоголя.
- Мы предлагаем рекламу только торговой марки. Это будет реклама не в прайм-тайм, ориентировочно с 22-23.00 до 5.00. Предполагается, что будут рекламироваться только бренды слабоалкогольной продукции. Сейчас если мы не будем поддерживать нашу продукцию, то реклама зарубежной слабоалкогольной продукции все равно будет присутствовать. Мы будем заведомо в проигрыше. Это дополнительные средства (от рекламы. - Л. Т.) для СМИ, - заключил министр.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора и с сайта ria56.ru, Астана