Ученье свет, но без закона - тьма
Общественные активисты Алматы обратились в Министерство образования и науки с просьбой наконец-то обеспечить законодательную базу для альтернативного обучения.
Сейчас на дому могут учиться дети, не посещающие обычную школу по состоянию здоровья, имеют на это право и одаренные ученики, правда, не очень понятно, как доказывать эту одаренность. Тем временем все больше родителей задумываются о возможности самим руководить образованием своих детей, выбирая для этого дистанционную, репетиторскую форму или занимаясь самостоятельно.
- Словом, хотя казахстанцы имеют право на образование и ни в одном законе не сказано, что оно должно быть исключительно школьным, не оговариваются механизмы этого процесса, - говорит одна из авторов общественной инициативы Светлана ДРУЗЬ (на снимке). - Чиновники от образования утверждают, что до сих пор просто не было такой потребности, вот мы и хотим создать прецедент. А пока у нас не запрещено и не разрешено альтернативное образование.
Кстати, эту проблему до сих пор просто никто не поднимал - те, кто хочет обучать детей дома, давно уже это делают, благо всегда есть возможность получить необходимую справку о невозможности ребенка посещать школу.
- Мы даже не говорим о том, чтобы семья сама тратила государственные средства, предназначенные на обучение ребенка. Понятно, что альтернативное обучение предполагает какие-то траты госсистемы: закрепление за школой, периодическое тестирование, те же учебники по программе.
Под письмом в МОН пока стоит лишь 87 подписей, но процесс их сбора и активизации альтернативщиков продолжается. Представители инициативной группы уверены, что если желающих наберется достаточное количество, то можно будет обратиться к властям южной столицы и попросить об открытии специальной школы для обучающихся дома детей.
- Вы не боитесь, что, давая возможность не посещать школу, мы невольно будем способствовать противникам всеобщего светского образования?
- Вопрос радикализации нашего общества - это уже вопрос другого министерства. Те, кто не хочет пускать детей в светскую школу, и так с успехом это делают. Но мы не можем быть заложниками, как не хотим быть заложниками существующей системы образования. В школе сейчас очень тесно, душно и много волокиты. Надо понимать, что наши учителя сейчас занимаются большим количеством работы, не имеющей ничего общего с собственно педагогической работой. Сторонники альтернативного образования активизировались не из-за реформ, а просто потому, что появилась большая гражданская ответственность и люди хотят не обходить закон, а реализовывать свое право.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Светланой ДРУЗЬ, Алматы