Скорая прокурорская помощь требуется врачам и пациентам одной из крупнейших государственных поликлиник Алматы
Толпы страждущих месяцами ждут приема узких специалистов, врачи строчат жалобы, а медсестры в буквальном смысле слова лезут в петлю
Наталья РОМИНА состоит на учете у эндокринолога городской поликлиники с диагнозом сахарный диабет 2-го типа, инсулинозависимая. Женщина уверяет: ей целыми днями приходится мыкаться по кабинетам, чтобы получить заветный талон на прием врача. Другой пациент, Шухрат МИХРАМОВ, вынужден записываться на прием к кардиологу за... два месяца! 56-летний мужчина имеет целый букет серьезных заболеваний - от сахарного диабета до хронической сердечной недостаточности и нередко нуждается в экстренной помощи врачей.
Ромина, Михрамов и еще с десяток их товарищей по несчастью обратились в редакцию за помощью.
Например, в минувшем августе прямо в фойе 4-й поликлиники от сердечного приступа скончалась пожилая женщина. Выяснилось: она неделю вызывала врача на дом, но так и не дождавшись его, попросила сына отвезти ее в поликлинику. Однако до кабинета врача дойти не смогла - сердце остановилось.
А недавно в стенах этой поликлиники случилось очередное ЧП: медсестра пыталась наложить на себя руки. Из-за нехватки санитарок ее заставили убирать помещения (что вообще не входит в ее должностные обязанности). К счастью, женщину удалось вытащить буквально с того света…
Все эти вопиющие факты подтвердились в ходе масштабной прокурорской проверки, инициированной генпрокурором страны Жакипом АСАНОВЫМ, на имя которого несколько врачей и медсестер 4-й поликлиники написали жалобы.
- К нашей поликлинике прикреплены 83 900 пациентов, из них около 60 тысяч - взрослые, - рассказала нашему корреспонденту одна из авторов письма эндокринолог Гульнар ТОКАЕВА. - Немало тех, кто стоит на учете у эндокринолога или кардиолога. Однако оказать всем необходимую помощь мы не можем - не хватает врачей. По моим подсчетам, только за последние два года уволились около 150 специалистов, что, конечно же, сказывается на качестве оказания медуслуг. Например, на 15 тысяч больных по нормативу министерства положен один эндокринолог - значит, в нашей поликлинике должно быть четыре таких врача. А фактически работаем вдвоем. Вместо трех кардиологов - всего один! Кабинеты дерматолога и лора вообще закрыты. По нормативу я каждому пациенту должна уделить 40 минут, за свой рабочий график могу принять всего 10 пациентов. Но люди к нам ходят толпами, и я, как и другие узкие специалисты, принимаю вдвое больше. У главного врача Фариды АГИБАЕВОЙ ответ на наши вопросы один: не справляетесь - пишите заявления. Но врачей и без того не хватает! Спрашивается, кто будет лечить больных, если мы, узкие специалисты, уволимся? А ведь это государственная клиника, где пациентам государство гарантировало бесплатное лечение!
По словам Гульнар Токаевой, хороший специалист без работы не останется - в городе немало частных клиник, где и платят больше, и условия труда комфортнее. Проблема в другом: у многих больных нет возможности платить за лечение - услуги частников стоят недешево. Что остается таким людям? Правильно, месяцами ждать аудиенции врача и бегать по кабинетам, чтобы получить заветный талон на бесплатный прием...
- Многие врачи работают на полставки, некоторые вообще на четверть ставки. Разве можно при таком графике физически помочь всем больным? - вопрошает Токаева и сама же отвечает: - Нет! А медработников, которые жалуются главврачу, тут же вносят в “черный список”, наказывают дисциплинарно, лишают премий, дифференцированной оплаты. Мы с коллегами жаловались в управление труда Алматы, в прокуратуру Бостандыкского района и даже подавали в суд на главврача... Увы, ничего не изменилось... А недавно случилось чудо: наше заявление прочитал сам генеральный прокурор Жакип Асанов! И не просто прочитал, а поручил своим подчиненным провести тщательную проверку. Дело в том, что по нашим жалобам уже были проверки. Все эти факты установлены, но почему-то были укрыты работниками прокуратуры и инспекцией по труду. Мы с коллегами были вынуждены написать г-ну Асанову...
Из заявления эндокринолога
Г. Токаевой, кардиолога Ж. ТЕЗЕКБАЕВОЙ и других медиков генпрокурору Жакипу Асанову “Мы не доверяем сотрудникам прокуратуры Бостандыкского района, которые выявили указанные в наших прежних жалобах факты, но при этом скрыли их. В нашей поликлинике некоторые заведующие отделением (их фамилии есть в распоряжении редакции. - Т. К.), не имея квалификационную категорию, годами занимают руководящие должности. Имеются факты незаконного увольнения узких специалистов, выявлено использование поддельного сертификата врача, существует практика незаконной и необоснованной выписки рецептов и направлений пациентам, которые фактически этих лекарств не получали, обследование не проходили. Все эти и другие факты, выявленные прокуратурой Бостандыкского района, до сих пор не устранены...”
Еще одно коллективное письмо, более подробное, медики адресовали прокурору Алматы Берику АСЫЛОВУ. Сотрудники поликлиники уверяют: из-за нехватки эндокринологов инсулин больным выписывают… терапевты!
- К сожалению, терапевты не знают потребности пациентов в инсулине, не могут рассчитать дозу. Представляете, в сентябре у нас уже закончился годовой запас инсулина! А как оставшиеся пять месяцев лечить больных?! Одна шприц-ручка (стоит около 50 евро) назначается на 75 картриджей - это приблизительно два года. Терапевты же по незнанию каждый месяц выписывали эти шприцы. Более того, были случаи, когда вместо одного препарата назначали совсем другие - такая врачебная ошибка может привести к смерти! - горячится Токаева.
Одной пациентке выдали направление на комплексное УЗИ-обследование… простаты, рассказывает наша собеседница. Спрашивается, где у женщины может находиться та самая простата?! Другой выписали направление от кардиолога, хотя в этот день специалиста вообще не было на работе. Главный врач, сократив до минимума штат санитарок, возложила обязанности по уборке помещений на медицинских сестер.
- Медсестра КИТАНОВА, не выдержав таких нагрузок, пыталась покончить с собой, повесившись на шнуре от чайника, - рассказывает Токаева. - К счастью, ее удалось спасти. Об этом было известно и нашему руководству, и горздраву, и районным прокурорам, но никаких последствий почему-то не было...
После этого возмущенные медики написали генпрокурору Асанову, и их наконец-то услышали. Заместитель генерального прокурора страны Марат АХМЕТЖАНОВ ответил лично.
Из письма М. Ахметжанова врачу Г. Токаевой
“В ходе проверки ваши доводы о несоответствии отдельных руководителей квалификационным требованиям, а также выписке рецептов, по которым больные не получали лекарства, подтвердились. Частично подтвердились факты необоснованной оплаты диагностических мероприятий в медцентре “Асмед”. Эти материалы направлены в департамент госдоходов Алматы для организации досудебного расследования. По факту суицида медработника поликлиники материалы проверки направлены в УВД Бостандыкского района для досудебного расследования. По всем выявленным нарушениям 30 сентября 2016 года в адрес уполномоченных органов внесены представления об устранении нарушений законности...”
Увы, торжество справедливости, на которое надеялись медики, было омрачено...
- Мы ждали масштабной проверки в поликлинике - раз уж сам замгенпрокурора взял это на личный контроль. Я была в отпуске, когда к нам пришла комплексная ревизия. Я с несколькими коллегами успела дать показания сотрудникам прокуратуры и управления труда. А когда я вышла на работу, оказалось, что меня… уволили! Я тут же пошла к проверяющим - сотруднику прокуратуры Мирасу НУСКАБАЕВУ и представителю инспекции по труду Шолпан ЕСЕНТАЕВОЙ. Оба в один голос заявили: увольнение незаконное!
Не получив копии приказа на увольнение, Токаева продолжала принимать своих пациентов до тех пор, пока ее фамилию не сняли с табло приема пациентов. В этот же день ей позвонили несколько больных: почему на ваше имя талоны не выдают? Токаева пошла к главному врачу, но та отправила ее через секретаря в отдел кадров. Там ей на руки дали приказ. Эндокринолог показала документ Мирасу Нускабаеву, он сказал, что обжалует приказ как незаконный. И Шолпан Есентаева подтвердила незаконность увольнения. Позже прокуратура района внесла протест, и Фарида Агибаева, отменив свой приказ об увольнении Токаевой, тут же предложила ей место врача ВОП (врачи общей практики. - Т. К.).
- Считаю, г-жа Агибаева в очередной раз нарушает закон. У меня нет сертификата врача общей практики - это совмещенные должности терапевта и педиатра. Как она может назначить меня на эту должность и как я могу лечить больных детей?! Завтра та же прокуратура или сами пациенты обвинят меня в незаконном лечении! Но главврач говорит: “По требованию прокуратуры я должна вас восстановить на работе. Место эндокринолога уже занято, вакансия только ВОП. Не устраивает - пишите заявление по-собственному...” Звоню Мирасу, а он отвечает: “Вам же главное - восстановиться. Потом отучитесь на врача общей практики, ничего страшного”. Я одно поняла: не нужно возражать своему руководству, еще хуже - жаловаться на него. Подумайте сами: раз уж на выявленные прокуратурой массовые нарушения в горздраве закрывают глаза, вряд ли там станут слушать мои доводы. Да что горздрав? Даже наш министр Тамара ДУЙСЕНОВА, тут, похоже, бессильна. Ведь г-же Агибаевой предписания самой Генпрокуратуры не указ...
Цифры в тему
В прошлом году в стране 41 000 человек перенесли инсульт, 24% - умерли. Из 82 000 казахстанцев, перенесших инфаркт миокарда, 12% больных скончались. Между тем бюджет министерства на 2016 год достиг 2 триллионов 996 миллиардов 863 миллионов тенге. К слову, около 4 миллионов казахстанцев состоят на диспансерном учете.
Комментарий в тему
Мурат АБЕНОВ, заместитель председателя правления НПП “Атамекен”:
- Такой небывалый бардак в нашем здравооxранении. Столько системныx проблем накопилось. Уxодят из жизни молодые и вполне вроде здоровые. Нарушена система профилактики, предупреждения серьезных заболеваний. Единственной панацеей называют систему обязательного медицинского страxования, вводимого с 2017 года. Но речь только о деньгаx, нет глубинныx реформ самой системы здравооxранения. Нельзя экспериментировать над самым ценным - здоровьем людей. (Сказано в Facebook.)
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы