Огласите весь список, пожалуйста!
Во вторник в Астане начался суд по делу председателя Союза журналистов Казахстана, руководителя Национального пресс-клуба (НПК) Сейтказы МАТАЕВА (на снимке) и гендиректора информагентства КазТАГ Асета МАТАЕВА, обвиняемых в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.
Первым делом судья Акболат КУРАНТАЕВ поинтересовался у адвокатов Матаевых, имеются ли ходатайства об исключении доказательств из уголовного дела. Подсудимые и их защитники ответили, что ходатайств не имеют. После этого судья предоставил слово прокурору.
- В начале 2011 года Сейтказы Матаев, являясь президентом ОО “Национальный пресс-клуб”, из корыстной заинтересованности задумал незаконно обогатиться. Проанализировав и сопоставив имеющуюся информацию, Сейтказы Матаев задумал совершить хищение денежных средств АО “Казахтелеком”. Для чего, используя свой авторитет, заключил с подконтрольным ему ОО “НПК” договоры на размещение рекламно-информационных материалов о деятельности АО “Казахтелеком”. В последующем, вводя в заблуждение сотрудников АО “Казахтелеком” о стоимости услуг размещаемых материалов, он незаконно получал финансирование. Общая сумма хищений составила 143 миллиона тенге, - сообщил государственный обвинитель Ержан КУРАКБАЕВ.
По версии следствия, продолжил он, с 2010 по 2015 год Сейтказы Матаев и его сын Асет совершали хищения бюджетных средств в сфере государственных закупок следующим образом:
- В документах техническая спецификация была составлена так, что выиграть тендер мог только КазТАГ Асета Матаева. Это является нарушением законодательства. К примеру, в 2013 году требовалось выпускать не менее пяти-семи аналитических материалов каждый день и три раза в неделю интервью по заданной тематике. Фактически же они публиковались единицами, иногда вообще не размещались. В архивах отсутствуют публикации, которые необходимо было прикреплять к отчетам.
По словам гособвинителя, все акты выполненных работ подписывались, что называется, вслепую. Общая сумма похищенных средств через КазТАГ составила 169 миллионов тенге.
Кроме того, Матаев-старший с 2011 по 2015 год, утверждает следствие, не уплатил налогов на сумму 216 952 683 тенге. В настоящий момент он возместил порядка 47 миллионов тенге.
Выслушав обвинительную речь, Сейтказы Матаев заявил, что недоволен тем, что прокурор огласил не все обвинительное заключение, а лишь некоторые его эпизоды. По мнению главы Союза журналистов, это ничуть не упрощает ход дела.
- Зачем вы перескакиваете? Здесь же люди сидят. В том зале журналисты сидят (представители СМИ наблюдают за этим судебным процессом по монитору, установленному в соседнем помещении суда. - А. Н.). Вы не упрощайте задачи! - возмутился он, обращаясь к прокурору. - Мы восемь месяцев находимся под следствием, шесть месяцев находимся под арестом. Вообще непонятно. Мы получили обвинительный акт. У нас все подчеркнуто. Что экономить время? Полностью зачитайте свое обвинение!
Кроме того, Матаев-старший заявил, что не согласен с обвинением, отметив наличие слабой доказательной базы.
- Никаких фактов, одни предположения, одни домыслы. Вот я могу одну фразу вам зачитать: “В начале 2011 года Сейтказы Матаев, являясь президентом ОО “НПК”, из корыстной заинтересованности задумал незаконно обогатиться”. Как вы можете это доказать? - вновь обратился к прокурору председатель Союза журналистов.
В итоге гособвинителю Куракбаеву пришлось зачитать весь текст обвинения.
Позже адвокат Матаевых Андрей ПЕТРОВ прокомментировал журналистам:
- Гособвинитель, естественно, обязан в судебном процессе, тем более в главном судебном разбирательстве, полностью донести до суда, до участников процесса, до самого подсудимого, в чем человек обвиняется. Соответственно, я думаю, что сегодня ничего такого из ряда вон не произошло. В том, что мы попросили полностью зачитать обвинительный акт, я думаю, никаких нарушений нет. Наоборот, право каждого знать, в чем он обвиняется. Поэтому я думаю, что пока все нормально.
Во время судебного заседания Сейтказы Матаеву стало плохо - у него подскочило давление. Для оказания ему помощи в суд была вызвана “неотложка”. Судебное заседание было прервано на 10 минут. После перерыва адвокат Петров подал судье ходатайство, чтобы Матаеву разрешили посещать медицинские учреждения в Астане и Алматы из-за высокого артериального давления и ряда других заболеваний у его подзащитного.
Арсен НУРТАЗИН, фото с сайта newskaz.ru, Астана
Когда верстался номер
Сейтказы Матаева госпитализировали в больницу Астаны, сообщила его адвокат Мадина БАКИЕВА.
- Положили в больницу минимум на 5 дней, - сказала она, отметив, что давление удалось снизить лишь до 200/130 и требуется дальнейшее наблюдение врачей.
По словам адвоката, вопрос о продолжении процесса без участия С. Матаева суд будет решать сегодня, 24 августа.
По информации КазТАГ
А тем временем
Сносные процедуры
Во вторник в Алматы начался снос двух верхних этажей здания Национального пресс-клуба, которым руководил Матаев-старший.
Здание на пересечении улиц Фурманова и Карасай батыра, в котором располагались Национальный пресс-клуб и другие организации, было реконструировано в 2005 году. В 2006-м оно было легализовано, в 2007-м - принято в эксплуатацию. С тех пор, вплоть до начала 2016 года, никаких претензий к нему у чиновников не было. Однако после того, как Сейтказы и Асет Матаевы попали в опалу, городское управление государственного архитектурно-строительного контроля обратилось в специализированный межрайонный экономический суд Алматы с иском о признании решения комиссии при горакимате по проведению легализации недвижимого имущества и акта приемочной комиссии о приемке легализованного объекта незаконными. 13 апреля суд принял решение в пользу УГАСК, постановив обязать собственника снести два надстроенных этажа. Ответчики обжаловали это решение, но тщетно.
Во вторник рабочие начали ломать внутренние конструкции здания Национального пресс-клуба, а полностью третий и четвертый этажи должны снести в течение десяти дней. Собственники здания тем временем надеются, что его еще можно будет эксплуатировать.
- Мы обратились к сотрудникам департамента по исполнению судебных актов с просьбой об отсрочке сноса верхних этажей, - говорит и. о. гендиректора агентства КазТАГ Аскар МАТАЕВ. - Нужно, чтобы демонтаж произвели безопасным способом, чтобы не было угрозы местным жителям. Мы планировали снести два верхних этажа, а кровлю положить на два оставшихся. Но получится это сделать или нет, пока непонятно. Для этого нужна техника.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы