Им плана не надо - зарплату давай!
В автобусном парке № 1 Алматы в рабочее время пьянство было обычным делом
Общественный транспорт казахстанского мегаполиса вновь залихорадило: утром минувшего четверга из-за забастовки водителей муниципального автопарка № 1, недовольных размером зарплаты и условиями труда, не выехали на линии автобусы маршрутов № 2, 34 и 73. В результате сотни людей опоздали на работу. Однако, как выяснили наши корреспонденты, это далеко не единственные проблемы первого автобусного парка южной столицы.
Протестовавшие в четверг водители возмущены тем, что их зарплата зависит от выполнения утвержденного новым руководством автопарка пресловутого плана по пассажироперевозкам. Некоторые горожане ездят “зайцами”, поэтому количество перевезенных пассажиров может значительно превышать тех, кого учла электронная система “Оңай!”. И те водители, кто не выполняет план, получают совсем мизерную зарплату, на которую, говорят они, не могут содержать свои семьи.
- За февраль я получил всего 26 тысяч, за март - 53 тысячи, - сетует водитель Руслан ЗАУДИНОВ. - Столько даже дворники не получают! Я в 4.30 утра встаю и только к 22-23 часам в автопарк заезжаю - получается, большую часть суток за рулем провожу, по 16-17 часов. Большинство водителей живут на съемных квартирах, выплачивают кредиты. Какой смысл нам работать за такую зарплату?!
Условия труда, говорят водители, тоже оставляют желать лучшего:
- Пообедать нормально не можем - все время за рулем. Даже по нужде сходить - и то проблема: на конечных остановках туалеты платные, по 100 тенге. Работаем допоздна, а развозки нет. Многие из нас живут в Каскелене, Талгаре, Иссыке. Как до дома добираться, особенно зимой?!
Недовольные водители требуют фиксированной зарплаты в размере 150 тысяч тенге в месяц - независимо от количества перевезенных пассажиров и прочих условий.
Однако Баурджан КУЛИШЕВ, директор ТОО “Green Bus Company”, в управлении которого с недавних пор находится автопарк, не приемлет требования протестантов, считая их невозможными, поскольку в противном случае, полагает он, водители совсем перестанут работать. В беседе с журналистами он пояснил, что сейчас их зарплата складывается из трех составляющих: часовая оплата по тарифу 205 тенге (около 50 тысяч тенге в месяц), надбавка за соблюдение графика движения, формы одежды и т. д. (около 60-70 тысяч) и прибавка за выполнение плана (еще около 50 тысяч тенге). И у тех, кто добросовестно выполняет свои обязанности, никаких проблем нет, утверждает директор.
- При том количестве дней, которое водители отработали, они должны были получить примерно 120-150 тысяч тенге. Но им начислено по 60-70 тысяч тенге. С чем это связано? Люди в течение пяти лет (за время существования муниципального автопарка. - М. А.) привыкли получать зарплату за накрученные круги, - сказал Кулишев журналистам, собравшимся у автопарка в день забастовки. - Пассажиры жалуются, что автобусы не ездят по графику, люди опаздывают утром на работу. Между тем водители автобусов просто не выезжают в час пик, стоят где-нибудь на конечной остановке. Когда час пик спадает, они выезжают на маршруты и накручивают круги, ездят в ночное время. Поэтому фактически тех пассажиров, которых нужно было перевезти, они не перевозят. План у них - около 475 человек за день, и то это очень мало. А они перевозят 250-300 человек.
- А вы не учитываете тот факт, что некоторые пассажиры не оплачивают проезд?
- У нас примерно 40 процентов безбилетников, и мы это учитываем.
- Как вы намерены решать вопрос с бастующими?
- Они получат выговор. Если и дальше не будут работать, уволим. Желающих работать очень много - по 5-10 человек на место.
Что ж, алматинцам остается надеяться, что на этом конфликт в автопарке № 1 между водителями и его руководством будет улажен и больше им не придется опаздывать на работу.
Между тем за несколько дней до этой бузы нам удалось встретиться с Баурджаном Кулишевым и обстоятельно поговорить о проблемах и задачах, стоящих перед ТОО “Green bus”, в доверительном управлении которого кроме первого находятся еще два коммунальных автобусных парка (КАП) южной столицы.
- Баурджан, ваша фирма приступила к работе в автопарках чуть больше двух месяцев назад, 1 февраля. В каком состоянии вы их приняли?
- Второй и третий автопарки нам понравились, а вот состояние первого было ужасным! Из 200 автобусов на ходу было только 60, и это несмотря на то, что парку всего пять лет. Насколько мы понимаем, все эти годы машины толком никто не ремонтировал или использовал для этого некачественные запасные части. Я знаю, что многие пеняют на автобусы, поскольку они китайского производства, а значит, мол, некачественные. Но это не так. Все зависит от техобслуживания. Даже самый лучший автобус можно довести до состоянии развалины за год-два.
В итоге в первом автопарке мы поменяли практически все руководство - потому что люди не хотели работать. Их не пугало даже то, что к ним приходит другая команда руководителей. Они настолько обнаглели, что мы в рабочее время вылавливали целые компании, которые вместо того чтобы заниматься своим делом, попросту пили. Нам пришлось заставить сотрудников КАП-1 элементарно почистить территорию парка и отмыть все от грязи. И сразу же приступили к ремонту автобусов, потому что выводить их в город в том состоянии, в котором они были на тот момент, было опасно. Напомню, что КАП-1 обсуживает маршруты №2, 29, 34, 37, 42, 73, 79. Именно из-за технических проблем на этих линиях сократилось количество автобусов. Сейчас выезжают на работу около ста машин.
- А нужно как минимум 200 - мы правильно понимаем?
- Да, но на то, чтобы полностью привести их в порядок, понадобится около шести месяцев и 800 млн. тенге. Кроме этого по контракту, подписанному с акиматом Алматы, мы должны погасить 700 млн. кредиторской задолженности компании “Алматыэлектротранс”. Сделать это нужно в течение трех месяцев. К настоящему времени мы погасили 408 млн. тенге.
- Итого полтора миллиарда тенге - огромная сумма не только для обывателя, но и для частной компании.
- Да, мы оформили кредит как раз на полтора миллиарда. За счет первого транша оплатили часть кредиторской задолженности.
- Кроме этого вы должны были купить новые автобусы?
- В договоре доверительного управления нет такого обязательства. Мы хотим сделать это по собственной инициативе, чтобы улучшить парк. Мы ведем переговоры с производителем, скорее всего, будем закупать такие же китайские газовые Yutong, которые работают в городе сейчас. Надеюсь, что сто автобусов мы купим уже в ближайшие 3 месяца и еще столько же - до конца этого года.
- Возникает вопрос: за счет чего вы собираетесь отбивать столь внушительные вливания в общественный транспорт Алматы?
- Будем оптимизировать маршруты, улучшать организацию пассажироперевозок. Сами видите, сейчас автобусы ездят нерегулярно. Но как только они начнут ходить строго по расписанию, увеличится пассажиропоток. Сейчас мы постепенно увеличиваем количество автобусов на маршрутах, каждый день добавляя по одной машине. Конечно, пока горожанам это незаметно, но на ремонт нужно время, он идет постепенно. Как только машин на маршрутах станет больше, люди ощутят это.
- Насколько мы понимаем, увеличивать выручку вы собираетесь и за счет контролеров, которых пригласили на работу в свою компанию?
- Мы посчитали, что ТОО “Транспортный холдинг Алматы”, в состав которого входят сотрудники контрольно-ревизионной службы “Оңай!”, не справляется с ситуацией, а мы сможем делать это лучше. Сейчас у нас работают 170 контролеров, которых мы перевели на работу в нашу компанию из транспортного холдинга. После этого выручка выросла на 10 процентов, но этого мало. По нашим расчетам, мы все еще недополучаем около 20 процентов дохода. Поэтому будем увеличивать количество контролеров.
Да, есть водители, которые по-прежнему берут наличные деньги с пассажиров. Отрицать это бессмысленно. За два месяца работы мы уволили за это 16 водителей. Сейчас высчитываем те деньги, которые водители собирают с пассажиров, из их зарплаты. На самом деле там не такие большие суммы - максимум 500 тенге с каждого. Большинство безбилетников просто не платят. Не все привыкли пользоваться карточками, многим проще оплатить наличными. Наверное, понадобится еще полгода на то, чтобы все встало на свои места. В общей сложности мы должны увеличить выручку на 30-40 процентов. У нас сейчас не работает, как я уже сказал, сто автобусов, во многом из-за этого парки теряют 20 процентов своих доходов. Как только выведем их на линии и оптимизируем маршруты, сможем добиться тех показателей, которые нам необходимы. Мы не будем сокращать количество автобусов, как думают некоторые, наоборот, будем увеличивать их количество.
- Это просто удивительно: оказывается, пассажирские перевозки - очень прибыльный бизнес! Ведь обычно владельцы автопарков уверяют в обратном, говорят, что им денег даже на дизель не хватает, не говоря уже о том, чтобы обновлять подвижной состав.
- Поставьте рядом две парикмахерские: одна будет процветать, а во вторую никто не пойдет. Хозяин первой будет говорить, что это - прибыльный бизнес, а второй уверять в обратном. Здесь та же самая ситуация. Нужно уметь правильно организовывать производство. Ведь если ваш парикмахер не может найти подход к клиенту и делает не ту стрижку, о которой его попросили, к нему больше никто не придет.
- Ну и вы пока, образно говоря, тоже владельцы той парикмахерской, в которой хамят клиентам.
- Нельзя решить все проблемы сразу. Мы постоянно меняем водителей, увольняем тех, кто нарушает ПДД, хамит пассажирам, не соблюдает график. Действуем так жестко потому, что получаем жалобы от горожан. Особенно много их было в первое время, лично мне за день звонили по 10-20 раз. Сейчас таких случаев стало меньше.
Водители и руководство автопарков, надеюсь, поняли, что вольница закончилась. Мы работаем и действуем совершенно по-другому, вкладываем в общественный транспорт свои деньги и должны сделать все, чтобы покрыть эти расходы. Наладить свою работу так, чтобы люди выбирали именно наши автобусы. Я уверен, что при желании и правильной организации работы можно решить все те проблемы, которые сейчас существуют в сфере общественного транспорта Алматы.
Мадина АИМБЕТОВА, Оксана АКУЛОВА, фото Мадины АИМБЕТОВОЙ и Владимира ЗАИКИНА, Алматы