Рынок ГСМ: подорожает ли бензин?

Аналитики предсказывают рост цен на ГСМ в Казахстане до 140 тенге за литр. Причем повышение стоимости на горючее возможно будет уже во второй половине апреля 2016-го. Причины на то веские.
Для начала стоит отметить, что в условиях низких цен на нефть, продолжающегося мирового кризиса и, как следствие, дефицита бюджета в России второй раз с начала года повысили акцизы на светлые нефтепродукты. С 1 января акцизная ставка на бензин категории евро-5 была повышена на 36,1 процента, с 1 апреля - еще на 34,5 процента. На дизтопливо акциз увеличился на 20,3 и 27,5 процента соответственно. Стоит ли удивляться, что биржевые цены на ГСМ уже в I квартале 2016-го выросли в России практически на четверть. На 10,4 процента возрастет цена в рознице, прогнозирует Центробанк РФ. Уже сейчас на российских АЗС установились цены в размере 33,45 рубля за литр, или около 169 тенге за литр.
В сложившихся реалиях очевидно, что, во-первых, возникает риск несанкционированного перетока бензина из Казахстана в Россию. А во-вторых, россиянам невыгодно сегодня поставлять топливо в нашу страну. Принимая во внимание еще и снижающиеся запасы отечественного бензина, становится понятно, что насытить рынок необходимым объемом горючего в Казахстане возможно только при условии роста цен на АЗС. А поскольку все вышеперечисленные угрозы над нами уже нависли, смена ценников должна произойти в самом ближайшем будущем, иначе дефицит ГСМ будет просто неизбежен.
Казалось бы, есть другой вариант - обязать казахстанских ресурсодержателей ГСМ поставлять в Казахстан топливо из РФ. Однако такой печальный пример уже есть в отечественной практике. Так, в 2013 году уполномоченный орган привлек основных ресурсодержателей нефтепродуктов для осуществления контролируемого импорта бензина. Причем при отборе импортеров основными требованиями были выдвинуты: финансовая состоятельность, ресурсообеспеченность отечественным продуктом в целях контроля баланса ввоза, размещения на рынке в приоритетном порядке казахстанского бензина и насыщения рынка, наличие необходимой инфраструктуры, социальная ответственность, ну и, конечно же, грамотный менеджмент. Однако, несмотря на все это, несостоятельность этой меры была определена изначально: для импортеров были ограничения по стоимости реализации на внутриказахстанском рынке, поскольку на тот момент действовало госрегулирование розничной цены на бензин марки АИ-92/93. В итоге три привлеченные компании потерпели серьезные убытки - будь они менее состоятельными, их неминуемо ждало бы банкротство.
Понятно, что в условиях рыночной экономики такие действия должны быть недопустимы. К слову, по некоторым данным, с 16 февраля 2016 года и до сегодняшнего момента оптовые поставщики нефтепродуктов в Казахстане четырежды повышали цены на самую ходовую марку бензина -
АИ-92. Однако стоимость топлива на казахстанских АЗС, которые имеют определенный запас, так сказать, прочности, пока осталась на прежнем уровне. Накопленные на нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) объемы позволяют продержаться еще два месяца. Но в преддверии сезона, исторически отличающегося повышенным спросом на нефтепродукты, уже сейчас необходимо думать о мерах, которые позволят избежать снижения уровня запасов и не допустят дефицита самой ходовой марки бензина в стране.
С модернизацией отечественных НПЗ, которые должны, по идее, обеспечить наш рынок достаточным объемом светлых нефтепродуктов, также не все просто. Работы пока не завершены, бензин марки АИ-92 производится в стране в недостаточном количестве. Именно поэтому приходится учитывать положение дел на приграничных российских НПЗ, откуда на территорию РК поступает существенный объем ГСМ. Тут-то и выясняется, что с апреля по июнь запланирован ремонт Орского и Омского НПЗ, а также НПЗ Башкортостана и “Роснефти”.
Стоит также отметить, что, по подсчетам аналитических агентств, наш рынок станет привлекателен для российских поставщиков только при установлении на казахстанских автозаправках цены на уровне до 140 тенге за литр. Причем в условиях свободного рынка - отмены госрегулирования на бензин марки
АИ-92 - решение о повышении цен должны взять на себя основные ресурсодержатели ГСМ, даже несмотря на всю непопулярность данной меры. Ведь ответственность за обеспечение бесперебойных поставок бензина на рынок Казахстана, а значит, и социально-экономическая стабильность в этом вопросе возложена сегодня исключительно на их плечи.
Сакен Касымов, Алматы

