4124

Мы выбираем “Онай!”?

Чем запомнился первый месяц "жизни" электронного билетирования в общественном транспорте Алматы

Навскидку: несчастный водитель, которому выбили глаз лишь потому, что он попросил пассажиров оплатить проезд; недовольные внедрением системы “Оңай!” граждане, перекрывшие проспект Райымбека; акция протеста, устроенная водителями маршрута № 65. Еще есть иск против ТОО “Транспортный холдинг города Алматы”, который подал юрист Марат УСИПБЕКОВ, доказывающий: граждане имеют право оплатить проезд наличными. На все эти инциденты можно, конечно, возразить: мол, любое нововведение не обходится без эксцессов и т. д. и т. п. Но! Не все так просто, как кажется на первый взгляд.

На этой неделе заместитель председателя комитета по защите прав потребителей Миннацэкономики Жандарбек БЕКШИН, отвечая на официальный запрос informburo.kz, сообщил, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Закона РК “О защите прав потребителей” потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги). “В соответствии со ст. 8 этого же закона потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг). Не допускается принуждение потребителя (выделено нами. - Ред.) на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)”, - говорится в ответе г-на Бекшина.
То бишь гражданин сам может выбирать, как ему платить - наличными или пластиковой картой! Мы со своей стороны решили выяснить, насколько законны штрафы, которые вменяют пассажирам, оплатившим проезд наличными. Такой вопрос поступал на нашу “прямую линию” с руководством ТОО “Транспортный холдинг города Алматы”, которую недавно проводила газета “Время”. Тогда на него попытался ответить председатель правления вышеназванного ТОО Рифат АБДУРАМАНОВ. Но в материал этот фрагмент так и не вошел. Думаю, прочитав ответ, вы поймете почему.
- У нас есть решение маслихата от 23 июля 2015 года, в котором говорится, что тариф на проезд в общественном транспорте - 80 тенге, а оплата производится электронной картой, - пояснил Абдураманов. - Вы сами понимаете, что правила пассажирских перевозок, на которые сейчас все ссылаются, были написаны тогда, когда системы “Оңай!” еще не было. Скоро появится специальный общественный договор, в котором будут прописаны правила пользования системой электронного билетирования.
- То есть сейчас нет документа, который бы регламентировал использование карт?
- Есть - правила пассажирских перевозок. В них говорится, что можно пользоваться электронными или бумажными билетами. И мы в Алматы выбираем первый вариант.
- Это вы выбираете. Но если написано “или”, у человека должна же быть альтернатива! К тому же речь идет о республиканских правилах, которые имеют преимущество перед решением городского маслихата.
Но Абдураманов стоял на своем:
- Мы сейчас в Алматы пользуемся только электронной картой. У нас есть решение маслихата, и на его базе мы проводим эту работу.
- Тем не менее вы не собираетесь вносить поправки в правила пассажирских перевозок?
- У нас есть рабочая группа, которая отрабатывает все эти вопросы на республиканском уровне.
- И все же: если у человека есть бумажный билет - доказательство того, что он оплатил проезд, могут ли его оштрафовать?
- Могут.
- Где это оговорено?
- В договоре между перевозчиками и транспортным холдингом.
- Там написано, что водитель не имеет права распространять бумажные билеты?
- Да, точно так. Только электронное билетирование! На самом деле никакого утвержденного билета у перевозчиков нет - это самодеятельность водителей. Подумайте сами: куда уходят те деньги, которые они получают? Точно не в автопарк, это серая экономика.
И глава транспортного холдинга увлеченно начал рассказывать мне о том, какие плюсы впоследствии горожане получат от работы этой системы, так и не обосновав, почему все-таки алматинцы должны платить только картой “Оңай!”.
Впрочем, дело не только в юридической стороне вопроса. В минувший четверг я решила специально проехать в автобусах разных маршрутов, чтобы увидеть, что изменилось за этот месяц в общественном транспорте города.
На остановке Толе би - Муратбаева сажусь в автобус № 99. Свесившийся из автобуса кондуктор лихо зазывает пассажиров. Пытаюсь оплатить карточкой. Несколько попыток - терминал упорно не принимает оплату. Пробираюсь к тому, что расположен возле водителя. На этот раз успешно. Едем.
- Сразу же карточками оплачиваем! - предупреждает вновь вошедших кондуктор.
Правда, те, у кого нет пластикового чуда, могут оплатить проезд наличными: паренек, расположившийся возле входа в автобус, преспокойно собирает наличку. Решаю выйти на проспекте Абая.
- Вы заплатили? - сомневается в моей честности “смотрящий”.
- Заплатила!
Но, не обращая внимания на мой ответ, он просит мою карточку. Протягиваю “Оңай!” и жду, что будет дальше. Кондуктор идет к терминалу и прикладывает карту: “Оплата невозможна”. Это значит, что я все-таки не безбилетник - ведь по существующим ныне правилам в общественном транспорте невозможно дважды расплатиться одной и той же картой в течение полутора часов.
- А вы что, контролер? - теперь уже я задаю вопросы. - И вообще, вы в курсе, что в автобусах запрещено собирать наличные?
Паренек опускает глаза и ехидно улыбается.
На следующей остановке вхожу в один из автобусов уже упомянутого 65-го маршрута. Ситуация аналогична той, что я лицезрела в предыдущем автобусе: кондуктор, обнимающий поручень с прикрепленным к нему терминалом, и звон монет. Проезжаю пять остановок - пассажиры на моих глазах платят за проезд наличными. Молодой человек просит практически у всех пассажиров электронный билет и прикладывает его... к “неработающему” терминалу.
Понимаю, что это отлаженная схема, действующая в общественном транспорте. Мало того что кондуктор и так, не имея на то никаких оснований, собирает деньги, так еще и контролером подрабатывает! Что в принципе противозаконно. Но у людей нет выбора: кто из-за такой мелочи будет связываться? Тем более что перевозчики жалуются на обилие безбилетников и недостаточный контроль со стороны тех, в чьи обязанности это входит.
В автобусах, которые до недавнего времени принадлежали муниципальным автопаркам, кондукторов нет. Но деньги берут и здесь. Водители с удовольствием приходят на выручку тем, кто еще не обзавелся картой “Оңай!”. Лично у меня их уже две. Так, на всякий случай.
Мои поездки в общественном транспорте уже не раз доказали, что не всегда можно оплатить проезд даже той картой, на которой давно лежит 1000 (!) тенге.
И еще: я помню, с каким воодушевлением прежнее руководство города последние годы рассказывало о тех счастливых временах, которые наступят в сфере общественного транспорта после внедрения системы электронного билетирования. Не будет гонок на дорогах, водители будут ездить строго по расписанию и соблюдая маршрут, никаких кондукторов и конфликтов с пассажирами, обновление подвижного состава!..
Список пока нереализованных побед можете продолжить сами, уважаемые читатели.
Конечно, месяц работы электронной системы в наших условиях - всего ничего. Но если учесть, сколько готовились, чего ожидали и что в итоге получили, то вряд ли можно сказать, что в ближайшее время ситуация кардинально изменится.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Вместо P. S. На сегодняшний день известно, что власти Астаны, Шымкента, Павлодара намерены внедрить систему электронной оплаты проезда в городском общественном транспорте. Причем чиновники этих городов заверяют, что учтут все недоработки и огрехи алматинского опыта. Что ж, интересно будет посмотреть...

Поделиться
Класснуть