2911

Нурсултан Назарбаев: План нации - путь к мечте

В среду опубликована статья президента Казахстана “План нации - путь к казахстанской мечте”.
1 января 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации “100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ”. Вступили в силу 59 законов, которые создают принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества. Нам важно оценить этот беспрецедентный в нашей истории масштаб изменений национального законодательства. Тем более что они открывают путь к достижению нашей казахстанской мечты - стать одной из тридцати наций - лидеров ХХI века, отмечается в статье.
“Пять институциональных реформ особенно важны на данном этапе, когда казахстанская экономика испытывает сильное влияние глобальных экономических трудностей, - считает президент. - Мы рассматриваем их как главную составляю­щую масштабных антикризисных мер государства, нацеленных на восстановление уверенных темпов экономического роста и обеспечение прочных социальных гарантий всему населению”.
Первая реформа направлена на повышение эффективности государственного аппарата на основе нового Закона “О государственной службе”, подчеркивается в статье.
Во-первых, карьера административного государственного служащего будет строиться с учетом его компетенции и накопленного опыта. На каждой ступени карьерной лестницы он будет подтверждать свою профессиональную пригодность.
Во-вторых, через открытый конкурс и по решению Национальной комиссии по кадровой политике на контрактной основе на госслужбу могут привлекаться граждане из числа управленцев негосударственного сектора и зарубежные менеджеры.
В-третьих, законодательно закрепляется новая система оплаты труда госслужащего по его компетенции и результатам деятельности в зависимости от характера, объема и результатов выполняемой им работы. За наиболее результативную дея­тельность предусматривается выплата бонусов.
Внедрить такую систему планируется начиная с 1 января 2017 года. При этом уже в 2016 году повышается размер оплаты труда государственных служащих, ныне входящих в корпус “Б”.
Суть второй реформы заключается в том, чтобы независимое правосудие и вся правоохранительная система Казахстана были нацелены исключительно на обеспечение прав и свобод граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопорядка, отмечается в статье.
В рамках реформы судебной системы заработает ряд институциональных решений.
Во-первых, кардинально реорганизуется судебное жюри при Верховном суде. Оно будет рассматривать жалобы граж­дан на действия судей и случаи нарушения представителями судейского корпуса Этического кодекса, который также будет принят.
Во-вторых, при Верховном суде будет создана специализированная коллегия для рассмотрения споров, в том числе с участием крупных инвесторов. В ее рамках будет реализовано право иностранных инвесторов на качественное и справедливое разрешение возникающих у них правовых споров.
В-третьих, в рамках уголовного процесса должен быть обеспечен баланс между обвинением и защитой в судах, в том числе на досудебной стадии. Это будет достигнуто за счет дальнейшего расширения полномочий следственного судьи по санк­ционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы человека.
В-четвертых, важно не забывать, что председатели казахстанских судов - первые среди равных. Поэтому будут исключены возможности оказания влияния с их стороны на принимаемые решения других судей.
В-пятых, получает дальнейшее развитие институт частных судебных исполнителей с поэтапным сокращением государственных судебных исполнителей.
Большой объем работы связан с третьим реформаторским направлением - комплексом преобразований по обеспечению индустриализации и экономического роста.
Нашей долгосрочной линией должно стать перманентное сокращение транзакционных издержек функционирования экономики.
Важное значение будут иметь меры, направленные на улучшение налогового и таможенного администрирования.
Во-первых, речь идет об интеграции налоговой и таможенной систем. Вводится контроль за товарно-транспортными накладными с постепенным переходом к их электронному формату. Также оптимизируются процедуры налоговых и таможенных проверок на основе унифицированных форм документов. Единой будет процедура обжалования проверок.
Во-вторых, предусматривается по­этапный переход к всеобщему декларированию доходов и имущества. В 2017 году декларации будут представлять работники государственных предприятий и учреждений, национальных компаний - это около 1,7 миллиона человек. С 2020 года всеобщим декларированием будут охвачены все физические лица.
В-третьих, в целях упрощения налогового администрирования прорабатывается вопрос целесообразности введения налога с продаж вместо НДС.
В-четвертых, планируется оптимизация действующих налоговых режимов с обязательным введением начиная с 2017 года налогового учета доходов и расходов. Это позволит снизить уровень теневой экономики.
При антимонопольной службе будет создан новый институт - согласительная комиссия, что обеспечит объективность и прозрачность решений, принимаемых по итогам расследований нарушений антимонопольного законодательства.
Меры, включенные в экономический блок Плана нации, предусматривают привлечение как минимум 10 транснациональных корпораций в перерабатывающий сектор нашей экономики.
Работой по созданию совместных предприятий с “якорными инвесторами” будут охвачены три группы отечественных компаний обрабатывающей промышленности, инфраструктуры, энергетики и др.
Первая группа - предприятия, подлежащие глубокой модернизации через реинвестирование.
Вторая группа - предприятия, в которые будет привлекаться потенциал ТНК.
И третья группа - предприятия с высокой рыночной конкуренцией для “якорных инвесторов” и появление экспортных брендов.
Уже проведены переговоры более чем с 26 ТНК, и с рядом из них удалось достичь конкретные договоренности.
Центральным вопросом третьего направления Плана нации является создание международного финансового центра АСТАНА (МФЦА) с независимой судебной системой, собственной юрисдикцией на принципах британского права с применением английского языка и внедрением принципа инвестиционного резидентства.
Стремительное развитие экономики требует особого внимания к процессу формирования нового типа трудовых отношений.
С этой целью принят новый Трудовой кодекс Республики Казахстан. Он основан на трудовых стандартах Международной организации труда и ОЭСР.
Также планируется оптимизировать систему оказания социальной помощи нуждаю­щемуся населению через усиление ее адресного характера. Она будет оказываться семьям, имеющим доходы ниже 50% величины прожиточного минимума на каждого члена семьи. При этом получатели будут заключать социальный контракт об обязательном участии в программах содействия занятости и социальной адаптации.
Такие виды и принципы оказания социальной помощи будут внедряться начиная с 2018 года.
Актуализирована “Дорожная карта занятости” с увеличенным объемом финансирования. Участие в ее программах даст возможность трудоспособному населению пройти краткосрочные курсы переподготовки, повысить свою квалификацию, получить микрокредитование. И вместе с этим пережить объективные трудности, связанные с текущим влиянием глобального кризиса.
Наш путь - это путь единства и последовательного формирования нации на основе гражданской идентичности. Смысл четвертой реформы, направленной на укрепление казахстанской идентичности и единства граждан, заключается именно в этом.
У нас уже есть две основы, развивая которые мы будем последовательно укреп­лять нашу Нацию Единого Будущего.
Во-первых, это Ассамблея народа Казахстана. Ее миссия - это дорога, которая ведет нас к нерушимости межэтнического мира и согласия.
Ассамблея - вот основа нашей казах­станской идентичности.
Во-вторых, общенациональная идея Мəңгілік Ел.
“В слове “ел” заложена большая объединяющая сила, потому что во все времена родная земля была и будет оставаться самой близкой и притягательной ценностью для казахстанцев”, - пишет глава государства.
Он отмечает, что вся работа по идентичности и единству будет выстраиваться вокруг Ассамблеи народа Казахстана. Это ключевой принцип.
Для законодательного обеспечения реа­лизации четвертого направления Плана нации парламентом внесены изменения и дополнения в законы об Ассамблее народа Казахстана, государственных символах, по вопросам культуры и историко-культурного наследия, туризма, деятельности неправительственных организаций.
В рамках пятой реформы, направленной на формирование транспарентного и подотчетного государства, предстоит решить несколько ключевых задач.
Во-первых, будет создана государственная корпорация “Правительство для граждан”. Граждане будут обращаться только к этому единому провайдеру государственных услуг. Это обеспечит прозрачность их представления, сократит ненужные административные барьеры и перечень запрашиваемых документов.
Во-вторых, вся система государственного управления будет ориентирована на достижение конкретных результатов.

* * *

В завершение статьи Нурсултан Назарбаев призвал казахстанцев принять самое активное участие в реализации Плана нации и проведении реформ, пользоваться теми возможностями, которые они открывают.

Печатается с сокращениями, полный текст на сайте akorda.kz

Поделиться
Класснуть