Предчувствие неограниченных возможностей
В Астане в среду весь день обсуждали реабилитационные технологии социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями во время научной конференции, посвященной Международному дню инвалидов, который отмечается сегодня.
Вице-министр здравоохранения и социального развития (МЗСР) РК Светлана ЖАКУПОВА отметила, что ратификация Казахстаном Конвенции о правах инвалидов будет способствовать улучшению качества жизни таких граждан. А это значительное число наших соотечественников. По словам вице-министра, в Казахстане более 600 тысяч людей с ограниченными возможностями.
- В Республике Казахстан более 64 процентов лиц трудоспособного возраста имеют инвалидность, а 11 процентов из общего числа инвалидов - это дети. Имея определенный потенциал, мы должны принимать эффективные меры по активному вовлечению их в социум, учитывая новые вызовы современного мира, новые технологии и средства реабилитации, - сказала Светлана Жакупова.
В свою очередь заместитель постоянного представителя Программы развития ООН (ПРООН) в Казахстане Мунхтуя АЛТАНГЕРЕЛ призвала правительство, бизнес нашей страны и международные организации принять меры по улучшению уровня жизни инвалидов.
- По данным исследования качества жизни лиц, имеющих инвалидность, проведенного Национальным комитетом по статистике в прошлом году, 11,7 процента ощущают себя малообеспеченными, 52 процента относят себя к промежуточной группе между бедными и средним классом, - рассказала она.
По словам Мунхтуя Алтангерел, в сфере занятости и достойной работы для инвалидов большой вклад внесло Министерство здравоохранения и социального развития, чему способствовала программа “Дорожная карта занятости”. Но этого недостаточно.
- В республике порядка 20 процентов трудоспособных лиц с инвалидностью уже имеют работу. Это, конечно, хорошая статистика, но перед Казахстаном стоит задача увеличить эту цифру до уровня развитых стран, - считает она.
Представитель ПРООН также обратила внимание на проблему доступа детей-инвалидов к образованию.
- По моему мнению и по мнению нашей организации, для расширения доступа, прав и возможностей для людей всех способностей в полном объеме в стране необходимо решить следующие проблемы: в первую очередь это включение детей с инвалидностью в общеобразовательный процесс и недопущение их сегрегации, - отметила Мунхтуя Алтангерел.
О новых возможностях социальной адаптации инвалидов, которые закреплены в принятом в этом году законе, рассказала директор департамента социальных услуг Минздравсоцразвития Ажар ТУЛЕГАЛИЕВА. К примеру, нормы в Кодексе о браке и семье позволяют сочетаться браком на дому.
- Регистрация брака будет проводиться на местах, где имеется данное лицо, и по состоянию здоровья не может приехать для регистрации. Это и правовые нормы. Услуги адвокатов, лицам, находящимся в местах лишения свободы, тоже будут доступны компенсаторно-вспомогательные средства (коляски, трости). Очень много норм по доступности информации не только в социальных объектах, но и в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, - рассказала она журналистам.
Для реализации этого закона в республиканском бюджете на следующие три года предусмотрено более 9 миллиардов тенге.
Когда обсуждали конкретные проблемы, и.о. директора научно-практического центра развития социальной реабилитации Казахстана Марат АХМЕТКАЛИЕВ попросил правительство отрегулировать внутренний рынок слухопротезирования.
- В последнее время только в Алматы имеется более 30 организаций, которые занимаются слухопротезированием, продажей слуховых аппаратов. Среди них есть организация, которая открыта при станции технического обслуживания, не отрегулирован этот рынок в Казахстане, все, кто хочет, этим занимаются, - обратил он внимание вице-министра Светланы Жакуповой на проблему.
Она, кстати, внимательно слушала всех и постоянно что-то помечала в своем блокноте.
Журналисты спросили также мнение руководителя общественного объединения и ассоциации женщин-инвалидов “Шырак” Ляззат КАЛТАЕВОЙ о том, какие еще пробелы имеются в отечественном законодательстве.
- Казахстан подписал конвенцию. И вот сразу пробелы появились. Например, статья 6 “Женщина с инвалидностью”, статья 4 (если не ошибаюсь) “Дети с инвалидностью” конвенции. Там написано “мальчики и девочки”, то есть я говорю о гендерном подходе. Когда мы смотрим наши программы поддержки инвалидов, то не видим деления на мужчин, женщин, девочек, мальчиков. А потребности разные, - пояснила она.
По словам Ляззат Калтаевой, некоторые просьбы инвалидов только на первый взгляд кажутся нереальными.
- Буквально лет 5-6 назад у нас не было личного помощника, лет 10 назад об этом мы даже не мечтали. Не было инватакси. А в свое время в законе 2005 года, когда ввели эти понятия, они появились, и помощь пришла. Поэтому я считаю, что, когда в нашем законодательстве появятся такие дефиниции, будет введен гендерный подход к вопросам инвалидности, то и услуги будут адресными, конкретными, - считает она.
Талгат КИРБЕТОВ, фото автора, Астана