8691

Это аэропорт или что?

Новый аэропорт близ Алматы можно построить не за 8 миллиардов долларов, как утверждают чиновники, а за 122,5 миллиона долларов. Об этом президент авиакомпании “Саяхат” Владимир КУРОПАТЕНКО (на снимке) заявил на прошедшей в среду пресс-конференции.
Разговоры о необходимости строительства под Алматы нового аэропорта ведутся уже много лет. В мае этого года глава государства поручил проработать эту тему, а в конце прошлой недели заместитель акима Алматинской области Серик ТУРДАЛИЕВ в кулуарах конференции по туризму  Workshop Zhetysutravel-2015 сообщил журналистам, что вопрос уже практически решен.
- Недавно было сообщение от Министерства по инвестициям и развитию о том, что будет строиться крупный авиационно-туристический хаб на территории Алматинской области, - цитирует информационное агентство “Интерфакс-Казахстан” слова Серика Турдалиева. - Я вам хочу сказать, что место уже выбрано, компания тоже определена. Это будет большой комплекс, там будет все: центры, парки отдыха, международный аэропорт. Сумма инвестиций - около 8 миллиардов долларов США.
Между тем, говорит Владимир Куропатенко, на новый аэропорт требуется гораздо меньше средств - тем более что все условия для строительства уже имеются. По его словам, вопрос о выносе Алматинского аэропорта за пределы города начали рассматривать еще в конце 1980-х годов. Для определения места под строительство новой воздушной гавани была создана специальная комиссия, куда входил и Владимир Куропатенко. Наиболее подходящим для этого местом вначале сочли военный аэродром в Жетыгене, но выяснилось, что там неподходящая почва - солончаки. Поэтому была определена точка в районе Капшагайского водохранилища - в трех километрах севернее поворота на Баканас. В середине 1990-х годов авиакомпания “Саяхат” даже начала строительство нового аэропорта, но правительство заявило, что единолично реализовывать такой проект Владимир Куропатенко не может. В связи с этим было создано АО “Саяхат Аэро”, куда вошли “Саяхат” и Министерство автомобильных дорог. Однако позже Минавтодор вышел из игры, финансирование постепенно сошло на нет, и “Саяхат” заморозил проект.
- А потом началась мышиная возня, - говорит Владимир Куропатенко. - Каждый новый министр транспорта начинал с вопроса: что будем делать? В итоге масса догадок, масса лжи, масса безобразий, которые творятся по сегодняшний день. Кто только уже ни собирался строить этот аэропорт - и Малайзия, и Китай, и Сингапур, и Южная Корея. Даже привозили сюда какую-то женщину из Гонконга и хотели строить водный аэродром!
А пока шла дискуссия, “Саяхат” разработал новый проект по строительству аэропорта в том же самом месте - в районе Капшагая. Цена вопроса - 122,5 миллиона долларов.
- У нас имеется земля площадью 282 гектара, имеется готовый проект, - говорит Владимир Куропатенко. - Работа с частными инвесторами ведется. В ближайшее время мы вылетим для подписания договора о финансировании. Имеется и подрядчик, и нам не нужно иностранцев - мы привлечем собственные силы. Эта компания занимается реконструкцией взлетно-посадочных полос и сделала уже не одну, не две и не пять. Этот аэродром можно использовать как запасной для Алматы и для транзита.
По словам Владимира Куропатенко, для сдачи аэропорта “под ключ” нужно всего полтора года. Кое-что уже сделано: проведены грунтовые работы (правда, их придется переделывать, так как прошло много времени), построена дамба, подведена дорога. На сегодняшний день затраты составляют 1,9 миллиона долларов. Но заняться этим вопросом вплотную мешает тот факт, что проект не дает спокойно спать многим людям. Глава “Саяхата” рассказывает, что к нему приходили и местные агашки, грозившие большими проблемами, если он его им не отдаст, и иностранцы, действовавшие в интересах своих государств. На Куропатенко посыпались многочисленные проверки и судебные иски.
- Идет рейдерский захват, - говорит он. - Но я никому ничего не отдам. Я посвятил этому проекту много лет. И в могилу его с собой не унесу - я это делаю для людей.
Что касается заявленного чиновниками проекта по строительству авиахаба на 8 миллиардов долларов, то это, по мнению Владимира Куропатенко, полный абсурд - на эти деньги можно построить восемь аэропортов уровня франкфуртского или сингапурского.
- Извините, но за такие деньги можно золотые унитазы в аэропорту поставить, - говорит он. - Правда, не все эти средства пойдут на строительство аэропорта, там хотят возвести целый комплекс. Но кому нужен развлекательный центр в степи? Кто туда поедет и как они собираются эти деньги возвращать? Пишут: пассажиропоток составит 20 миллионов человек в год. Но у нас население 17 миллионов! Они что, собираются всех граждан, в том числе стариков и маленьких детей, собрать в Алматы и отсюда всех отправлять? Что за глупости? Сегодня Алматинский аэропорт отправляет около 2 миллионов пассажиров в год. Ну зачем обманывать людей и главу государства? При этом я не говорю о том, что нужно переносить Алматинский аэропорт. Надо просто сделать перераспределение и убрать “блошиный двор”. А то заходишь: тут кафе, тут трусы какие-то висят - это аэропорт или что?!

Мадина АИМБЕТОВА,фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее