Ни “дедов”, ни “духов”?!
Казахстанская армия переживает невиданные метаморфозы
Неуставные взаимоотношения? Уже не проблема. И казарменное хулиганство изжито. Такие довольно смелые заявления вчера сделал, отвечая на вопросы журналистов, замначальника департамента организационно-мобилизационной работы Генштаба Вооруженных сил страны полковник Амантай УСЕРБАЕВ на брифинге в Астане.
- Я могу сейчас стопроцентно вам сказать, что казарменное хулиганство изжито. Есть отдельные, допустим, как бы несостыковки между молодыми людьми, но это в любом мужском коллективе, как вы сами понимаете, могут быть на уровне мелких стычек. Они (неуставные взаимоотношения. - Т. К.) не являются проблемой, потому что у нас 70 процентов военнослужащих по контракту проходят службу - это состоявшиеся люди, которые уже имеют семью, детей, граждане, которые сознательно служат, - повествовал представитель Генштаба, уточнив при этом, что говорит об армии, а не за все силовые службы.
К слову, на состоявшейся на минувшей неделе коллегии оборонного ведомства его глава Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ сообщил: соотношение военнослужащих по контракту и срочной службы постепенно уменьшается и сейчас составляет примерно 80 на 20 процентов. На данном этапе, полагают в Минобороны, сочетание службы по контракту со службой по призыву является наиболее рациональным и приемлемым для обеспечения военной безопасности страны.
А для солдат, призванных на срочную службу, по словам полковника Усербаева, созданы все необходимые для этого условия.
- Во-первых, в каждой казарме стоит видеокамера, ведется наблюдение. Есть ответственные лица, которые постоянно, круглосуточно находятся вместе с солдатами срочной службы. Именно за Вооруженные силы могу сказать: этой проблемы (неуставных отношений. - Т. К.) не существует! - заявил он.
Работники СМИ отнеслись к услышанному скептически. Одна из моих коллег решила зайти “с тыла”, попросив спикера привести статистику о побоях и суицидах в армии. О побоях Амантай Усербаев ничего не сказал, зато уверенно отрапортовал по суицидам:
- Могу сказать, что в течение последних двух лет в Вооруженных силах суицида нет. Среди военнослужащих срочной службы нет, - уточнил он. - Можем об этом официально заявить. Будем считать, что этому способствовало то, что, во-первых, сейчас солдаты проходят несколько этапов психологического обследования. Начали применять новые технологии. С прошлой осени призывники проходят тестирование на компьютерах, - рассказал замначальника департамента организационно-мобилизационной работы.
А затем добавил чуточку психологии:
- Если, допустим, даже суицид - это больше психологическое состояние, а не диагноз. То есть, допустим, если у человека какие-то низкие психологические показатели, то это не значит, что его из-за этого в армию не надо призывать - такой установки нет. Он призывается в армию, потом с ним проводится определенная работа, и к исходу службы он становится зрелым, подготовленным гражданином Казахстана.
Организаторы пресс-конференции напомнили, что этой осенью на срочную службу будут призваны более 12 тысяч казахстанцев. Причем 70 процентов будущих защитников Отечества мечтают стать десантниками - просятся в аэромобильные войска. На втором месте по популярности - Силы противовоздушной обороны, где солдат получает техническую специальность. А на третьем месте в рейтинге призывников, по словам Амантая Усербаева - Пограничная служба.
Талгат КИРБЕТОВ, фото Романа Егорова, Астана