МИРовая арифметика
Вводимый в Казахстане сбор за первичную регистрацию ввозимых б/у автомобилей в рамках членства в ВТО увеличится. Это вчера подтвердил вице-министр по инвестициям и развитию Альберт РАУ (на снимке), выступая на брифинге в Службе центральных коммуникаций (СЦК).
- На сегодняшний день сбор за первичную регистрацию автомобиля в Казахстане составляет 0,25 месячного расчетного показателя (МРП). Сейчас это примерно 500 тенге. Сбор за регистрацию нового автомобиля останется таким же. Если завозится автомобиль в возрасте от года до трех, тогда разовый сбор будет составлять 50 МРП. Если ввозятся уже больше трех лет возрастом, то сбор будет составлять 500 МРП. В случае если это будет автобус или какие-то грузовые машины, то там сбор будет еще выше, - сказал вице-министр, рассказывая об особенностях рассматриваемого в парламенте законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам индустриально-инновационной политики”.
Продолжая знакомить с проектом документа, Альберт Рау сообщил, что в нем предусматривается расширение границ ответственности производителей за утилизацию продукции.
- Речь идет не только об автомобилях. Во всех странах товаропроизводитель берет на себя ответственность не только за производство, продажу, но и за утилизацию. Или он будет это делать сам, или он будет это делать уплатой, - пояснил вице-министр. - Соответственно, в разных странах существуют разные схемы, в России существует утилизационный сбор, который уходит в бюджет. Мы давно над этим пакетом работали совместно с Министерством энергетики. И Казахстан принял европейскую систему, когда будет создан специальный фонд, который управляется уполномоченной организацией. Речь идет о том, что бизнес сам будет решать эти вопросы: вопросы ставок, каким образом это будет дальше финансироваться, поддерживаться, производство экологически чистых машин, создание инфраструктуры.
Для введения этой нормы необходимо время - правительство будет принимать решение по мере создания инфраструктуры переработки.
В свою очередь зампредседателя комитета индустриального развития и промышленной безопасности Мининвест развития Тимур НУРАШЕВ (на снимке) рассказал, что при введении сбора за первичную регистрацию новые авто могут существенно подешеветь. Для примера он привел популярную японскую марку объемом 2,5 литра:
- Взять возраст авто 3-5 лет. Сегодня у нас существует специфическая ставка таможенной пошлины в размере 2,15 евро за кубик, то есть это 5676 долларов на один автомобиль - та таможенная пошлина, которая уплачивается импортером машины за один автомобиль. В результате на рынке складывается цена на уровне 14,6 тысячи долларов. Что же получается после введения сбора за первичную регистрацию? Во-первых, падает таможенная пошлина с 2016 года до 19 процентов - она будет составлять для такого авто 1710 долларов. Никакой специфической ставки уже нет. И данная пошлина из года в год будет падать до 15 процентов в течение пяти лет. На оставшуюся разницу будет формироваться сбор за первичную регистрацию. Если мы говорим о 500 МРП, то это 3670 долларов. В результате цена выходит на ту же самую цену, что и сегодня. И ниже минус 300 долларов.
Если машина старше 5 лет, то разница гораздо больше.
- Здесь специфическая ставка - 4 евро за кубик, и таможенная пошлина составляет более 10 тысяч долларов. А сбор за первичную регистрацию остается таким же - 3670 долларов. Конечно, разница получается аж 5 тысяч долларов. Эта разница будет закрываться за счет утилизационного сбора, - сообщил Тимур Нурашев.
А вот у автомобилей до 3 лет разница в цене при ввозе будет уже невелика - 2,5 тысячи долларов. За счет введения первичного сбора за регистрацию.
- То есть получается: сколько покупатель платит сегодня за новую машину и сколько он будет платить потом - он будет платить меньше на пару тысяч долларов, - подключился к объяснению Альберт Рау.
И подтвердил, отвечая на уточняющий вопрос прессы, что цены на новые авто будут снижаться:
- Как минимум будут на том же уровне. Как максимум - на несколько тысяч долларов может снизиться цена именно на новые автомобили.
По его словам, вводимый сбор за первичную регистрацию не будет взиматься вместе с действующей таможенной пошлиной.
- Как-то в прессе появилась информация, что к существующему сбору добавим еще столько же. Никто никого не будет грузить! Или столько же - или даже меньше. Просто просим, чтобы это все поняли, - резюмировал вице-министр.
Журналистам ничего не оставалось, как только внять каждому слову госмужей...
Талгат КИРБЕТОВ, фото автора, Астана
А тем временем
“Киргиз” и ныне здесь
Несмотря на то что с момента вступления Киргизии в Евразийский экономический союз прошло уже почти полгода, власти до сих пор не решили вопрос машин с киргизскими номерами. Их правовой статус только собираются определить.
После того как Киргизия стала частью ЕАЭС, в Казахстан не хлынул поток подержанных машин, как многие ожидали. Чиновники вовремя подсуетились: издали специальный приказ, и теперь из соседней страны можно без пошлины завезти только леворукий автомобиль, соответствующий стандарту Евро-4. Выгоды в этом большой нет, а потом, на наших улицах все так же преспокойно рассекают “тойоты” и “ниссаны” с киргизскими госномерами. Причем за рулем этих машин, как правило, сидят казахстанцы.
- В договоре между странами, входящими в ЕАЭС, есть пункт, в котором указано, что эксплуатация автомобилей, зарегистрированных в Киргизии, не допускается негражданами этой страны, - пояснил “Времени” представитель комитета административной полиции МВД Казахстана. - То есть, по сути, за рулем автомобиля с киргизскими номерами не может сидеть гражданин нашей страны. Но при этом ни в одном законе за нарушение этого пункта не предусмотрено какого бы то ни было наказания. Если полицейский остановит “киргизскую” машину, которой управляет наш гражданин, он не сможет ничего сделать.
Раньше на машинах с киргизскими номерами казахстанцы ездили по доверенности, но с
1 января она была отменена. Сейчас достаточно внести данные о человеке в полис о гражданско-правовой ответственности, и он сможет управлять машиной. Этим наши люди и пользуются. Гражданин Киргизии пересекает на своей машине границу, там же работают агенты, которые вписывают в страховку данные казахстанца, он садится за руль и спокойно едет дальше.
- Сейчас мы хотим внести поправки, которые привели бы национальное законодательство в соответствие с нормами международного, - продолжает наш собеседник. - Специальный пункт, который не позволит обходить закон. Как вариант - запрет на внесение личных данных казахстанцев в страховые полисы граждан Киргизии.
Оксана АКУЛОВА, Алматы