Задачка от школьника: делим бензин на доллар
Аншлаг вновь сотворили вчера правительственные чины на своем брифинге в Службе центральных коммуникаций. После того как журналистам сообщили, что в СЦК министры придут после заседания правительства, медийщики дружно вспомнили последние громкие пресс-конференции, когда в свободное плавание пустили сначала тенге, затем цены на бензин АИ-92.
К радости пишущей братии, грустных новостей вчера не было. Первый вице-премьер Бакытжан САГИНТАЕВ (на снимке) и ряд министров пришли рассказать о вялотекущем процессе приватизации и мерах по его активизации, а также о ходе уборочной страды.
По словам первого замглавы правительства, будет сформирован новый перечень привлекательных для потенциальных покупателей объектов, в который включат наиболее крупные компании, находящиеся сегодня в собственности государственного фонда “Самрук-Казына”, холдингов “Байтерек” и “КазАгро”.
- Приоритетный перечень будет состоять из 60 крупных компаний, так называемый Топ-60. От “Самрук-Казыны” - 38, от “Байтерека” - четыре, от “КазАгро” - четыре и 14 объектов, которые находятся в республиканской собственности, - сообщил Бакытжан Сагинтаев.
Самые крупные активы предлагается реализовать стратегическим инвесторам путем прямого размещения акций на фондовом рынке, в том числе на площадке будущего финцентра “Астана”. Другие компании просто выставят на аукцион.
- В компаниях, где доля участия государства составляет 100 процентов, на продажу выставляется контрольный или блокирующий пакет акций от 25 процентов до 50 процентов + 1 акция и более. В компаниях, где уже присутствуют частные инвесторы, их доля будет доведена до 50 процентов + 1 акция. Процесс приватизации будет максимально прозрачным, рассматривается возможность создания специального проектного офиса с привлечением независимых международных консультантов, - пояснил он.
Первого вице-премьера попросили прокомментировать предложение Министерства культуры и спорта продать 49 процентов акций “Казахфильма” стратегическим инвесторам. Бакытжан Сагинтаев считает, что это правильный подход.
- Мы не собираемся целиком и полностью продавать “Казахфильм” и потом смотреть, что же будет с этим объектом. Задача такая, чтобы мы профиль сохранили, - пояснил спикер, напомнив, что государство ежегодно выделяет около 5 миллиардов тенге на съемки различных картин.
- Хотелось бы, чтобы более качественные фильмы снимали и чтобы их можно было в других странах показывать, - продолжил он. - Это целая индустрия бизнеса! И, возможно, к нам придут инвесторы - кто знает? Возможно, из Голливуда какие-то компании захотят вместе с нами работать, учитывая нашу базу. Поэтому вопрос так и остался, что будем 49 процентов предлагать стратегическому инвестору. Это будет открыто проходить. И будем сохранять деятельность “Казахфильма”.
Министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ (на снимке) доложил журналистам об ожидаемом сборе зерновых:
- Прогнозируется уровень сбора урожая на уровне 17 с половиной миллионов тонн. Соответственно, экспортный потенциал у нас составит около 7 миллионов тонн. Это чуть больше среднего многолетнего.
И добавил: погода сильно влияет на ход уборочных работ, нынешние осадки предоставляют хлопоты для фермеров, сдвинуты сроки сева озимых культур.
- Наши фермеры вынуждены убирать влажное зерно. Это увеличивает расходы на сушку. Конечно, отрицательно влияет на качество зерна. Но я думаю, что в этом году уборка пройдет гораздо лучше, чем в прошлом, когда часть урожая оставалась под снегом. Но и от этого наши фермеры в этом году не застрахованы. Мы очень сильно зависим от погоды, - разоткровенничался министр.
Не забыли и о девальвации. Глава Минсельхоза считает, что если она и повлияла на цену зерна, то только положительно:
- Сегодня на парижской бирже третий класс пшеницы стоит около 165 долларов, на чикагской - 170 долларов примерно. Если пересчитать по курсу тенге, то цена казахстанского зерна соответствует мировым трендам.
Бакытжана Сагинтаева спросили, каким ему видится курс тенге к доллару в обозримой перспективе, ведь в последние дни на его поддержание тратятся сотни миллионов долларов. Но первый вице-премьер ответил, что это вопрос к Национальному банку, если, конечно, его руководители созреют до пресс-конференции.
Затем новый вопрос возник к Асылжану Мамытбекову: влияет ли повышение цены на бензин на уборочную кампанию?
- На ход уборочных работ повышение цен на ГСМ не повлияет. Потому что дизель остался на фиксированной цене, по льготной цене его получают наши фермеры. Повышение цен на бензин, естественно, повлияет, но прежде всего не на цены производителей, а в целом на цены на прилавке. Потому что есть расходы по транспортировке, есть другие расходы, связанные с логистикой, - пояснил министр. - Естественно, они не могут не отразиться. Но я хочу сказать, что, когда цены понижались у производителей, когда было засилье российских товаров буквально несколько месяцев назад, цены на прилавках не понижались! Соответственно, мы больше должны уделять внимания ценообразованию в торговле, посреднических структурах, чем у производителей, - резюмировал глава аграрного ведомства.
Ну а министра энергетики Владимира ШКОЛЬНИКА (на снимке), конечно же, не могли не попросить спрогнозировать цену на бензин АИ-92.
- Прогнозировать в наше время благодарное дело, но мы попытаемся понять, что происходит, - последовал “длинный” ответ. - Будем говорить об АИ-92/93 - самом ходовом бензине. Мы производим его 2 миллиона тонн в год, потребность - 3 миллиона тонн в год, то есть 1 миллион тонн мы завозим. Понятно, что, когда у нас цена дешевле, его никто не привезет сюда, и у нас будет дефицит. Для того чтобы не было дефицита, и была отпущена данная цена. Что сейчас происходит на рынке? В России на колонке АИ-92 сегодня стоит 143 тенге за литр. У нас на колонке - в среднем 125 тенге. С учетом того, что мы покупаем там (бензин. - Т.К.) по оптовым ценам, они ниже, и там нет соответствующих налогов Российской Федерации, мы только наши налоги, акциз накладываем, поэтому сейчас выгодно возить (к нам. - Т.К.). В августе, когда мы боялись, что будет дефицит, мы завезли 74 тысячи тонн. На сегодняшний день мы завезли уже 41 тысячу тонн, и сейчас наши запасы составляют 214 тысяч тонн. Если сравнить, что было в прошлом году - в том году было 90 тысяч тонн бензина - значит, запасы 92-го бензина достаточны.
И затем спросил сам себя: что будет дальше? И сам же хитро-мудро ответил:
- Возьмите и разделите: в прошлом году 128 тенге (за литр АИ-92. - Т.К.) цена и курс 150, то есть 128 на 150. Если в долларах исчислять, бензин стоил 80 центов за один литр. Сейчас цена - 125 разделить на 270 - получится 40 центов за литр. В долларовой цене (указанная марка бензина для потребителей. - Т.К.) стала гораздо ниже! Но мы-то ведем счет в тенге, поэтому это зависит от того, какой будет курс рубля в Российской Федерации через месяц-два-три и какой будет плавающий курс тенге по отношению к доллару - тоже в ближайшие три месяца. Скажите мне этот прогноз, хотя бы чуть-чуть, и я вам назову прогноз, что будет с бензином!
Талгат КИРБЕТОВ, фото автора и Романа ЕГОРОВА, Астана