9219

“Посмотрите, БТР тонет!”

Сразу четверо казахстанских военнослужащих погибли в конце минувшей недели во время учений “Центр-2015” на побережье Каспия близ Актау. По сценарию, группа морских десантников из 52 человек на шести бронетранспортерах (БТР-80) должна была высадиться на берег и занять плацдарм, однако выполнить задачу казахстанские военные не смогли. Прямо на глазах у комиссии и журналистов техника начала тонуть, и в результате только две боевые машины выбрались на сушу - четыре ушли на дно. Внутри БТР и оказались погибшие...

Все четверо - солдаты-срочники воинской части 25744 Министерства обороны. 19-летние Асылжан МАХАМБЕТОВ и Багытжан КАЛЫБАЙ были призваны из Атырауской области, и до демобилизации им оставалось прослужить всего один месяц. Их ровесник Бауыржан ЖОЛДАБАЙ родом из Южного Казахстана, а 23-летний Замир АДИЛОВ ушел в армию из Енбекшиказахского района Алматинской области.
Тела погибших бортами военной авиации доставлены на родину, по поручению министра обороны Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА их семьям будет оказана материальная помощь. Министр от себя лично и от имени оборонного ведомства выразил глубокое соболезнование родным и близким погибших.
Выжившие солдаты госпитализированы в военный госпиталь - им будет оказана не только медицинская, но и психологическая помощь. Глава Минобороны поблагодарил их за выверенные действия в столь экстремальной ситуации, пожелал скорейшего выздоровления.
О том, как в ту роковую пятницу развивались события, газете “Время” рассказала их очевидец - фотокорреспондент актауской газеты “Лада” Ольга ЯРОСЛАВСКАЯ:
- Журналисты снимали учения со специальной площадки. И мы поначалу не поняли, что происходит. Техника въехала в море, проплыла какое-то расстояние, затем начала разворачиваться. Первым удивился коллега, приехавший на освещение учений из Астаны: “Посмотрите, один БТР тонет!”. Я, как и большинство, сначала подумала, что так и должно быть по сценарию учений. Вокруг нас было много военных, и все они были совершенно спокойны. Но когда второй БТР начал тонуть и оттуда ребята стали выплывать, а следом тут же пошла на дно третья машина, стало понятно: произошло что-то нештатное. Вот тогда военные забегали, нас тут же попросили прекратить съемку...
Что именно произошло, почему бэтээры стали тонуть, насколько оперативно отреагировали военные и командиры, находившиеся в тот момент на берегу, должна установить специальная комиссия, прибывшая в Актау вместе с главой оборонного ведомства. Возглавил рабочую группу начальник главной инспекции Минобороны генерал-лейтенант Курбан КАРАЖАНОВ. И, судя по всему, первоначальная версия, что причиной трагедии могли стать погодные условия: “сильный порыв ветра и поднявшаяся высокая волна”, вряд ли выдержит даже мало-мальскую критику. Да, условия были близки к боевым, но десантники, как известно, народ мужественный, им обычный ветер не страшен.
- Я бы не сказала, что был какой-то невероятно сильный ветер или огромные волны, - продолжает Ольга Ярославская. - Машины начали тонуть именно при маневре, когда они разворачивались в сторону берега. Нас даже попросили не снимать этот момент: вроде как, по легенде, бэтээры десантировались с какого-то корабля. Но мы-то видели, что на самом деле они вошли в море с берега! Возможно, в машины попала волна. Или они были неисправны...
“Первичные выводы показывают, - говорится в сообщении Мин­обороны, - что данный инцидент произошел по причине принятия неверного решения при отработке практического эпизода высадки морского десанта при отсутствии десантно-высадочных средств”.
- На одном из моих снимков есть парень, которого вытащили из техники, рядом с ним еще двое его сослуживцев. Я так понимаю, это как раз тот молодой человек, который сейчас находится в тяжелом состоянии в больнице, - заметила в конце нашего телефонного разговора Ольга Ярославская. - А четверо солдат, видимо, не успели покинуть технику. Было видно, что началась паника - может быть, это обстоятельство стало причиной трагедии.
В связи с этим ЧП руководство Минобороны отстранило от должностей командующего регио­нальным командованием “Запад” полковника Мурата НУГМАНОВА, его первого заместителя - начальника штаба полковника Ризата КОЛПАШЕВА, заместителя по боевой подготовке полковника Мергена КАПАШЕВА и командира бригады морской пехоты подполковника Ербулата ТОЛЫКБАЕВА. Вину в произошедшем каждого из этих и, возможно, других офицеров установит военная прокуратура, которая начала досудебное расследование по части 2 статьи 453 УК (халатное отношение к службе, повлекшее тяжкие последствия).
В заключение стоит отметить, что министр обороны Имангали Тасмагамбетов в ходе специального совещания в Актау сообщил: подобные масштабные учения по-прежнему будут проводиться, так как военные должны быть готовы к боевым условиям. Однако, как передал слова министра Tengrinews, каждое учение должно быть просчитано до деталей, и командир должен подумать о том, выполнит ли он свою задачу, сохранив при этом жизнь бойца. Поэтому всех командиров глава Минобороны призвал сделать серьезные выводы.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайтов Минобороны и lada.kz, Алматы

Когда верстался номер, стало известно, что в виде компенсации каждой семье погибших будет выплачено в общей сложности 2,5 млн. тенге.

Комментарий в тему

Махмут ТЕЛЕГУСОВ, генерал-майор запаса, заместитель председателя РОО “Совет генералов”:

- Происшествие на учениях в Актау должно быть тщательно изучено, чтобы предотвратить возможные подобные трагедии в будущем. Бросается в глаза то обстоятельство, что все погибшие солдаты были срочниками. Необходимо установить, кто именно погиб - десантники, которых доставляли на бэтээрах на место высадки, или члены экипажей боевых машин. Если выяснится, что техникой управляли срочники, то это, я считаю, серьезное упущение. По моему твердому убеждению - и об этом еще в 2000 году я докладывал президенту - механики-водители, наводчики-операторы и командиры машин должны быть контрактниками. Эти три человека определяют боевую способность техники. Условно говоря, автоматчик в БТР может быть срочником, а вот ключевые люди должны иметь определенный опыт, чтобы управлять такой техникой.
Теперь что касается этого конкретного ЧП. В любом утонувшем БТР-80 может оставаться воздух ориентировочно на 15 минут. Есть время, чтобы принять правильное решение об эвакуации и покинуть машину. Возможно, солдаты не были готовы к такому развитию событий, то есть не отрабатывали подобного сценария ранее, в ходе обычных тренировок в спокойном водоеме. А здесь учения на море, приближенные к реальным условиям. Можно предположить, что солдаты растерялись и не знали, что делать.
Этот инцидент еще раз доказывает: армия должна полностью состоять из контрактников - тех, кто проходил подобные учения не один раз, а занимается подготовкой ежедневно. Согласно действующей военной доктрине наша страна не собирается ни на кого нападать, не готовится к войне, а в качестве угрозы рассматривает лишь возможные атаки террористов. Какой тогда смысл увеличивать число призывников? Нам нужна мобильная, профессиональная армия, составленная из опытных солдат. Первый удар противника должны отражать воинские части постоянной боевой готовности, а не солдаты-срочники.

Фото с сайта inform.kz

Поделиться
Класснуть