16328

Музыка - следствия, глаза - народные

Один из главных фигурантов -Серик АХМЕТОВ.

В Караганде продолжаются судебные разбирательства по делу экс-премьера Серика АХМЕТОВА и других его фигурантов. Два с половиной дня подсудимые скучали, пока прокуроры читали обвинения в их адрес (суть обвинений см. в материале “Следствием обвиняются…”, “Время” от 25.7.2015 г.). А затем некоторых бывших чиновников - ныне подсудимых - прорвало на эмоциональные выступления. Как выяснилось, у большинства из них возникли трудности с пониманием сути инкриминируемых им деяний. И это после того, как гособвинители расписали эпизоды преступлений во всех подробностях! Наиболее ярко недоумение выразил экс-аким Карагандинской области Бауржан АБДИШЕВ, поинтересовавшись у суда: “Что такое подрыв авторитета власти и что такое глаза народа?”. 

Дело в том, что в обвинительном акте в отношении Абдишева и Ахметова есть такие строки: “Преступные действия повлекли тяжкие последствия, выразившиеся в подрыве авторитета государственной власти в глазах народа Казахстана”. Однако, изу­чая Уголовный кодекс в СИЗО, Бауржан Туйтеевич так и не смог оты­скать смысл этой формулировки.
- Мне непонятно, что такое “подрыв авторитета власти”, что такое “глаза народа”. И как оно должно быть подорвано? И как оно измеряется? Я полностью вину не признаю! Мои управленческие решения сегодня преподносятся как преступления. Вот на это прошу обратить внимание, - заявил бывший глава региона.
Покровитель Абдишева (каковым его посчитало следствие) Серик Ахметов был более сдержан.
- Вину, предъявленную мне обвинением, не признаю полностью! Прозвучавшие обвинения являются надуманными и не основанными на фактических обстоятельствах дела. В подтверждение этому я и мои защитники представят суду соответствующие доказательства и приведут соответствующие доводы, - сказал Серик Ныгметович и добавил: - Ваша честь, я уверен в справедливом и объективном разбирательстве!
Речь толкнул и экс-начальник городского отдела земельных отношений и бывший заместитель акима Караганды Айдар ТЕЛЬГАРИН. Он считает, что следствие необоснованно назвало его и еще ряд подсудимых лицами, занимающими ответственную государственную должность.
- Меня сейчас обвиняют в том, что я исполнял свои должностные обязанности, и их приравняли к преступлению. Я не являюсь ответственным государственным лицом! И никто тут, начиная с начальника отдела и кончая руководителем ГУ, таковым не является, - отметил Тельгарин, призвав судью Исламхана ЕСЕНБАЕВА к объективному рассмотрению дела, заметив: “На вас же журналисты смотрят”.
За несколько месяцев нахождения под стражей много слов накопилось и у бывшего начальника горотдела земельных отношений Ернара ДАРИБЕКОВА. Вот только председательствующий так и не дал ему излить все наболевшее, добиваясь лишь констатации: признает вину или нет.
- На данной стадии подсудимые имеют право выразить свою позицию и обосновать ее. А вы не даете! Такими темпами нам завтра вынесут приговор, а мы даже знать не будем о чем! - обиделся в ответ опальный чиновник.
Признавать вину отказалось подавляющее большинство фигурантов. Некоторые с обвинениями согласились частично. А вот заместитель директора Казахстанской промышленной корпорации Альжан АКМОЛДАЕВ и алматинский предприниматель Думан НУРБАЕВ загрузились по полной. Выходит, их показания будут главной головной болью для защиты Ахметова. Ведь именно Акмолдаев рассказал следствию, что давал взятку Серику Ныгметовичу, и поведал в деталях историю о замене очистного оборудования в индустриальном парке “Металлургия - Металлообработка” (ИПММ) на менее дорогое (см. “Арабская вязь”, “Время” от 3.2.2015 г.). А в электронной почте Нурбаева следствие обнаружило переписку, связанную, по мнению пинкертонов, с разработкой плана хищения бюджетных средств. Процитируем весьма любопытный кусочек одного из писем, в котором была расписана схема распределения денег.
12 января 2012 года в 16 часов 15 минут Нурбаеву пришло письмо с электронного адреса некого АХАШЕВА Ж. с темой “проверь картинку”. К нему был прикреплен файл с названием “Себестоимость”. В нем содержался расчет стоимости замененного технологического оборудования:
Доход
Сумма - 1 641 248 000
Оборудование - 1 286 465 000
СМР (строительно-монтажные работы. - И.М.) - 354 783 000
Расход
СРМ - 530 000 000
Оборудование - 488 923 733
НДС - 74 678 912,04
Операционные расходы - 32 824 960
Непредвиденные расходы - 32 824 960
Айдын - 22 266973,88
Агашки кокешки - 154 375 800
Итого себестоимость - 1 335 895 338,92
Выхлоп - 305 352 661,08”.
Наличие этих неведомых агашек и кокешек, напомним, возмутило адвокатов экс-премьера. Они полагают, что именно эти граждане по-настоящему причастны к хищению, но почему-то не привлечены к уголовной ответственности (см. “Переписка все покажет?”, “Время” от 11.8.2015 г.).
Удастся ли выяснить, кто все эти люди, мы, возможно, узнаем позже, когда начнется рассмотрение эпизода ИПММ. А пока судебное следствие решило разобраться в истории с заводом по производству тротуарной плитки. Как мы уже рассказывали, следствие сочло, что он принадлежал Бауржану Абдишеву, который обеспечивал подконтрольное предприя­тие госзаказами. В результате, полагает следствие, были нарушены права местных предпринимателей, занимающихся аналогичным биз­несом. Пострадали согласно материалам дела и подрядчики, коих обязали покупать продукцию только этого завода, да притом по завышенным ценам. Но при первых же допросах потерпевших выплыл сюрприз: четыре бизнесмена заявили, что никакого ущерба их фирмы не понесли и ущемленными в чем-либо они себя не чувствуют! Напротив, предприниматели хвалили именно этого изготовителя брусчатки, поскольку “таких крупных компаний в регионе еще не было и их продукция была качественной”. Однако в противовес позитивным отзывам гособвинение предъявило результаты судебно-товароведческой экспертизы, которая установила, что бизнесмены все-таки несли убытки в виде упущенной прибыли. А вот почему не пожелали в этом признаваться, пока остается загадкой.
Стоит отметить, что в завершение каждого дня слушаний сердобольные адвокаты, словно сговорившись, упрашивают судью отнестись с пониманием к подсудимой Камилле ПИРАЛИЕВОЙ, которая приходит на заседания с шестимесячной дочкой. Поскольку служитель Фемиды не удовлетворил ходатайства о том, чтобы матери грудничка изменили меру пресечения с домашнего ареста на свободу под залог, адвокаты просят побыстрее рассмотреть эпизод, по которому она проходит. Мол, чего она будет сидеть здесь целыми днями с ребенком и слушать обвинения, ее не касающиеся. Судья обе­щал подумать над этим вопросом. Между тем защитница Пиралиевой в кулуарах обмолвилась, что во время следствия ребенка едва не отняли у матери местные органы опеки. Подробности злоключений обвиненной в пособничестве в коррупционном преступлении мамочки адвокат намерена рассказать во время последующих слушаний.
Между тем обстановка в здании Карагандинского специализированного межрайонного суда по уголовным делам постепенно разряжается. Если в самом начале процесса Серик Ахметов и другие подсудимые предпочитали не контактировать с прессой, то сейчас перестали пролетать мимо журналистов, а порой согласны поговорить с ними. В ответ на просьбу корреспондента газеты “Время” прокомментировать свою позицию бывший премьер-министр попросил не торопиться:
- Пока рано. Давайте дождемся рассмотрения какого-либо эпизода, в котором меня обвиняют, чтобы потом поговорить более предметно.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть