Как будем жить при ВТО
Пошлины на вывоз из Казахстана особо чувствительных для экономики групп товаров сохранятся и после вступления во Всемирную торговую организацию. Это сообщила директор департамента развития внешнеторговой деятельности Министерства национальной экономики Жанель КУШУКОВА. А также рассказала некоторые интересные особенности жизни страны после вступления в ВТО.
По ее словам, договориться о пошлинах при вывозе нефтепродуктов, металлолома и продукции животноводства с казахстанского рынка удалось, потому что это не противоречит основным нормам организации. К тому же перечень товаров очень узкий.
- Это крайне чувствительные для нас товары: шкуры, шерсть домашних животных, лом черных и цветных металлов, а также нефть и нефтепродукты. Данные пошлины выполняют роль регуляторов, то есть они обеспечивают внутренний рынок достаточным количеством сырья, необходимым для наших производителей. Что касается нефти и нефтепродуктов, здесь вопрос стоит фискальный, то есть - пополнение бюджета, - сообщила она.
И добавила, что в будущем появится возможность рассчитывать ставки на вывоз нефтепродуктов по схеме, применяемой в России.
- Их система предполагает более высокие пошлины. Ее внедрение принесет Казахстану большие выгоды, когда цены на нефть станут выше, - пояснила Жанель Кушукова.
По ее словам, если в будущем Казахстан захочет устанавливать экспортные таможенные пошлины на другие виды товаров, республика сможет сделать это после уведомления стран - членов ВТО.
Журналисты поинтересовались, как отразится вступление в торговую организацию на пищевой промышленности.
- Наша пищевка очень конкурентная. И живет на сегодня, и жила до вступления в ВТО в условиях намного более жестких, чем в ВТО. Если ВТО предполагает применение импортных таможенных пошлин, то в рамках СНГ и Таможенного союза таможенных пошлин нет. То есть вступление в ВТО на нашей пищевке не отразится, - ответила Кушукова.
А для поддержки отечественных автопроизводителей разрабатывается комплекс мер.
- Мы договорились о таможенных пошлинах в размере 15-20 процентов от таможенной стоимости. Понимаем, что сейчас данный уровень будет недостаточен для нашего производителя. Но вместе с тем нужно отметить, что за эти годы мы реформировали систему технического регулирования, стандартов каких-то, - сказала она.
И напомнила, что в рамках Таможенного союза старые автомобили, не соответствующие техрегламентам, не пускают в Казахстан.
- Этим мы осуществляем некую защиту наших товаропроизводителей. Другой вопрос, что мы будем предпринимать комплекс мер по защите своего производителя. Выработка будет налоговых льгот, других ограничительных мер, для того чтобы не допустить ввоз старых автомобилей. Думаю, тот комплекс мер, который мы разработаем, позволит нашим автопроизводителям в дальнейшем развиваться в тех же темпах, которые они начали за период существования Таможенного союза. А уж вопрос спроса, думаю, это уже позиция всех граждан Республики Казахстан, чтобы поддерживать отечественного производителя, - проинформировала Жанель Кушукова.
Талгат КИРБЕТОВ, Астана