Платные парковки. Эволюция
В среду журналистам рассказали, какой теперь будет платная парковка в Алматы.
Начиналось все многообещающе. Чуть ли не под фанфары в июле 2013 года тогдашний руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алтай РАХИМБЕТОВ презентовал первую платную парковку, расположенную на пересечении улиц Фурманова и Казыбек би (на снимке 3). Представителей СМИ собралось так много, что они едва помещались на пятачке возле паркомата. Довольный чиновник сам протестировал работу техники и, разглагольствуя о том, каким благом станет для экологии города и развития общественного транспорта это начинание, дал старт грандиозному проекту по оборудованию в Алматы целой сети платных стоянок. Это был первый и последний торжественный день в его истории. Отдельные паркоматы, расположенные близ городских рынков, действительно заработали. Но программа в целом, к радости алматинцев, приказала долго жить. На платные места автомобилисты старались не заезжать, но даже постояв на них, могли за это не платить - на тот момент в Административном кодексе еще не было статьи, предусматривающей наказание за это. В результате к весне этого года некогда сияющие коробочки для сбора денег уже напоминали заброшенных, никому не нужных попрошаек, сиротливо стоящих на обочине (на снимке 2).
Потом в акимате пообещали, что подрядчики, которые выиграли тендер на оборудование платных парковок в городе, должны устранить все недостатки к 1 июня, иначе... Сработало “иначе”. Потому что уже в начале лета о былой прописке паркоматов напоминали лишь бетонные основания и пластиковые козырьки, под которыми они стояли (на снимке 4). А чуть позже, в июне, на тех самых местах, где раньше красовались паркоматы, появились привычные для алматинских пенатов молодые люди в зеленых жилетах (на снимке 1). Правда, по сравнению с коллегами с других улиц выглядят они более презентабельно и снаряжены специальным считывающим устройством для фиксации всех автомобилей, въезжающих на парковку, но антураж сути не меняет. На смену технике снова пришел мужчина в жилете.
- Этот проект изначально реализовывался в партнерстве с бизнесом, который брал на себя все затраты. Но две компании, с которыми два года назад была начата работа, не исполнили своих обязательств. В связи с этим с одной из них мы уже расторгли договор, по второй вопрос решается, - попытался прояснить ситуацию и.о. руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования Еркебулан ОРАЗАЛИН (на снимке). - Мы не отказываемся от проекта, связанного с паркоматами, просто речь идет о смене одних компаний на другие. Новые парковки работают уже полтора месяца, за это время ими воспользовались около 30 тысяч машин. Благодаря этому в бюджет уже поступило пять миллионов тенге. Но хочу заметить, что наша цель не в извлечении прибыли, а в развитии общественного транспорта и наведении порядка на улицах города.
Интересно, а какую цель преследуют в казахстанско-турецкой компании S.A Business Company, которая сейчас вкладывает свои деньги в организацию парковок, а через три года по контракту должна будет передать все оборудование в собственность города? Компания перечисляет в бюджет города 20 процентов от своих доходов, если в казну уже поступило пять миллионов тенге, несложно подсчитать, сколько заработали сами бизнесмены. При этом, как заявил Оразалин, их затраты по оборудованию 150 стоянок составят примерно 50 миллионов тенге.
Сейчас работу паркоматов заменяют мобильные переносные устройства, с которыми ходят парковочные инспекторы - те самые люди в жилетах. С их помощью они регистрируют номер авто, въезжающего в платную зону, а потом выдают чек - в нем указано время стоянки и сумма, на которую придется раскошелиться. Следит за всем этим видеокамера. Плата за стоянку все та же - 100 тенге в час. Правда, платить нужно будет не более 400 тенге, даже если вы простояли дольше. Рассчитаться можно не только наличными, но и пластиковой картой и даже за 9,5 тысячи тенге купить месячный абонемент.
Бесплатная парковка предусмотрена только для инвалидов I и II группы и ветеранов ВОВ, даже жителям близлежащих домов придется платить по полной.
Работать люди в жилетах будут с восьми утра до восьми вечера шесть дней в неделю. Уехать, не заплатив, уже не получится: в Адмкодексе теперь есть статья, предусматривающая штраф в три МРП (это 5946 тенге) за подобное правонарушение. Сейчас уже оборудовано 77 платных стоянок, почти все в Алмалинском районе. В ближайшие месяцы запустят еще 80 таких парковок и проработают 200 участков, на которых в дальнейшем также будут трудиться незаменимые люди в жилетах. Кстати, в акимате в очередной раз пообещали убрать с улиц города “зеленые жилеты”, которые берут за парковку 50 тенге, - не путать с новыми!
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы