Правозащитник Тамара КАЛЕЕВА: Аким против журналиста? Да это смешно!
Главный редактор павлодарской газеты “Версия” Ярослав ГОЛЫШКИН, подозреваемый в вымогательстве крупной суммы денег у акима Павлодарской области Каната БОЗУМБАЕВА, невиновен. Такое мнение высказал вчера в Алматы на пресс-конференции с участием главы фонда “Əділ сөз” Тамары КАЛЕЕВОЙ (на верхнем снимке) адвокат павлодарского журналиста Дмитрий КУРЯЧЕНКО (на снимке).
Как уже сообщалось, эта история связана с другим громким делом об изнасиловании в резиденции акима области, которое впоследствии было закрыто за примирением сторон.
По официальной версии, в конце февраля этого года 20-летняя жительница Павлодара обратилась в полицию с заявлением об изнасиловании, обвинив в этом парня по имени Даурен. Как потом выяснилось, речь шла о сыне известного в городе бизнесмена.
Однако поначалу ходили слухи, что речь идет о его тезке - сыне акима области. Узнав об этом, местный бизнесмен Нуржан СУЛЕЙМЕНОВ стал шантажировать Каната Бозумбаева, угрожая сделать неприглядную историю, в которой якобы замешан его сын, достоянием общественности. Аким же в свою очередь написал заявление о вымогательстве у него 500 000 долларов в правоохранительные органы, и Сулейменова взяли с поличным. Кроме него в деле есть еще несколько фигурантов, в том числе редактор газеты “Версия” Ярослав Голышкин и 18-летняя Эльмира КУЛИЕВА - подруга девушки, обращавшейся в полицию по поводу изнасилования, хотя в заявлении акима о них не было сказано ни слова. Поначалу оба они получили статус свидетелей, однако позже им были предъявлены обвинения в вымогательстве.
По словам Дмитрия Куряченко, его подзащитный узнал об изнасиловании от своего информатора Нуржана Сулейменова и стал собирать материал для статьи: взял у потерпевшей интервью, которое записал на видео. Когда же учредитель газеты запретил публиковать статью, Голышкин по просьбе Сулейменова передал ему результаты своих журналистских раскопок. Именно эти материалы, считает следствие, Сулейменов использовал для шантажа акима. Однако, как утверждает адвокат, это совсем не так:
- Канат Бозумбаев подал заявление 30 марта, где указал, что 15 марта ему уже было выставлено требование по деньгам. Как показывает Голышкин, Сулейменов пришел к нему за материалами 9 апреля. Какой материал Сулейменов показывал акиму до этого - непонятно, Голышкин ему до этого ничего не передавал.
- А вы не предполагаете, что Сулейменов подстраховался и тоже сделал видеозапись? - поинтересовалась Тамара Калеева.
- Сам Голышкин показывает, что Сулейменов тоже снимал на сотовый телефон интервью с пострадавшей девочкой, - ответил Куряченко.
Он обратил внимание собравшихся на нарушения законности, которые, на его взгляд, были допущены при расследовании этого дела. Во-первых, нарушена подследственность - по его мнению, расследованием этого дела должна заниматься полиция, а не КНБ. Во-вторых, адвокату чинят препятствия: в ходе одного из свиданий Куряченко оставил в камере хранения письмо для своего подзащитного, из-за чего был составлен административный протокол - якобы адвокат нарушил правила проноса запрещенных предметов в СИЗО.
Завершая брифинг, Тамара Калеева заявила:
- Я знаю, что издание (газета “Версия”. - М.А.) позволяло себе критические публикации по поводу действий акима, и они не оспаривались... Что касается каких-то личных неприязненных отношений, то я... не думаю, что они были. Я думаю, это несоизмеримые величины. Смешно предполагать, чтобы аким области разрабатывал сценарии по уничтожению определенного журналиста.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы