Вскрытие показало
Вчера в “Нур Отане” жестко высекли центральную и местную власть за неэффективную работу по реализации республиканской антикоррупционной программы. На заседании республиканского общественного совета по противодействию коррупции (РОСПК) при партии парламентского большинства проанализировали реализацию этой программы в 2011-2015 годах. И ужаснулись.
- Изначально отмечаю отсутствие системы контроля исполнения документа! Значительная часть сотрудников, ответственных за организацию контроля исполнения мероприятий, впервые узнала об этом во многих местах от нас в ходе проверки, - с первых минут огорошил участников заседания мажилисмен Толеген ИБРАЕВ (на верхнем снимке).
По его словам, госорганы зачастую ограничиваются сбором информации, подсчетом количества мероприятий без анализа их качества и эффективности.
- То, что мы увидели, - это готовые сюжеты для журнала “Арай” и, конечно, хороший материал для пародистов. Поражаешься фантазией тех, кто составлял эти отчеты, и тех, кто подписывал и отправлял их наверх! - поставил диагноз парламентарий.
Проверка показала, что многие маслихаты не понимают своей ответственности при реализации программы.
- Многие секретари маслихатов ответили нам (дословно цитирую): “Ввиду того обстоятельства, что в программе не конкретизированы роль и участие местных представительных органов, маслихаты не акцентировали внимание на эту работу”. Но когда с ручкой в руках штудируешь с секретарями программу, то они убеждаются, что более чем в 30 пунктах мероприятий они должны были участвовать. Видимо, до них еще не довели поручения руководства страны, что борьба с коррупцией - дело всего общества, - рассказал депутат.
К примеру, в последнее время активизировалась Акмолинская область, но анализ показал, что за четыре года вопросы противодействия коррупции в 20 маслихатах этого региона рассматривались всего на шести заседаниях. Не лучше ситуация в Павлодарской области - было всего два антикоррупционных заседания за весь период реализации программы. А содержание постановлений маслихатов по рассматриваемой теме ничего не раскрывает и ни к чему не обязывает, продолжал критиковать Толеген Ибраев. Между тем в некоторых отчетах были указаны фантастические суммы, выделенные на реализацию программы.
- Из Костанайской области сообщают, что на выполнение антикоррупционных мероприятий аппарату акима села Красногорского выделено 216,9 миллиона тенге. При этом они умудрились не освоить 48 миллионов тенге! В поселке Октябрьском этой же области из запланированных 166 миллионов тенге не освоено 36 миллионов тенге. Такая же ситуация в Лисаковске. Это при том, уважаемые коллеги, что 176 миллионов тенге выделено на программу по всей стране! То есть цифры для отчета там брались с потолка! - раскрывал “тайны следствия” член РОСПК.
А секретарь Кызылординского областного маслихата просто не стал ничего выдумывать.
- Ответил, что не обсуждали за все время реализации антикоррупционной программы. И это несмотря на то, что здесь количество зарегистрированных коррупционных преступлений намного выше средней линии по стране! - сокрушался Толеген Ибраев.
В акиматах ситуация не лучше.
- Удивляет утверждение Костанайского областного акимата о том, что исполнение региональной программы из-за ненадобности не обсуждалось на протяжении всего периода ее реализации! - не переставал поражать своими знаниями участников заседания докладчик.
И это при том, что в этой области количество коррупционных преступлений увеличивается. В сфере управления земельными ресурсами каждое четвертое такое преступление в стране совершено в Костанайской области.
- О размерах коррупции говорит недавнее увольнение замакима области за совершение коррупционного правонарушения, - заметил депутат.
По данным РОСПК, удельный вес преступлений, совершенных должностными лицами акиматов, составляет в среднем половину - более 49 процентов - от общего числа коррупционных преступлений. Толеген Ибраев сообщил, что, как и пять лет назад, самыми коррумпированными остаются сферы госзакупок, земельных отношений и образования.
- За 2012-2014 годы средний ежегодный уровень регистрации коррупционных преступлений равен 2218, что больше на 200 преступлений по сравнению с первым годом реализации антикоррупционной программы в 2011 году. Рост по сравнению с 2011 годом составил 10 процентов. Количество зарегистрированных коррупционных преступлений в таможенных органах с 23 в 2011 году возросло в два раза - до 44 в 2013-м. В системе госзакупок за 9 месяцев 2014 года органами финансовой полиции зарегистрировано 438 коррупционных преступлений - это больше, чем за весь 2011 год, - отметил он.
Сурово досталось и правительству. Оказывается, многие отчеты госорганов о реализации антикоррупционной программы в кабмине попросту не рассмотрены!
- Также правительством не уделялось должного внимания рекомендациям нашего совета, когда мы указывали на недостатки исполнительных органов по выполнению нашей партийной антикоррупционной программы. В целом, анализируя исполнение программы, можно констатировать, что в работе как государственных, так и местных исполнительных органов есть серьезные системные недоработки, - подытожил депутат Ибраев.
В свою очередь председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат КОЖАМЖАРОВ (на снимке) сообщил, что преступный доход взяточников на рубежах страны достигает 3 000 000 долларов в месяц (!):
- Никак не можем преодолеть системные проявления коррупции по периметру нашей границы. За последний месяц ряд разоблачений. На первый взгляд суммы (взяток. - Т. К.) небольшие: это может быть и 5000 тенге с физического лица. Но наши аналитики говорят о том, что преступный доход в таком случае достигает 2-3 миллиона долларов в месяц! На обычных постах таможни, где задействованы все службы! А это ведь имидж нашего государства перед нашими соседями, перед туристами. Поэтому вопросы мировоззрения для нас сейчас являются очень важными, - многозначительно резюмировал он.
Кожамжаров напомнил, что в апреле этого года был утвержден план правительства по реализации антикоррупционной стратегии. В нем определена перспектива по противодействию коррупции на ближайшие три года. Должны быть запущены новые механизмы предупреждения коррупции: институт всеобщего декларирования доходов, а также крупных расходов государственных служащих, будет разработан перечень типовых ситуаций конфликта интересов и алгоритм действий по их разрешению и недопущению, в электронный формат будут переведены еще 56 госуслуг, планируется усовершенствовать налоговое и таможенное администрирование.
Талгат КИРБЕТОВ, фото автора, Астана