5023

Капитальный облом

Интересные задачки задает казахстанская строительная отрасль: почему бараки, возведенные пленными японцами почти 70 лет назад, стоят без единой трещины, а недавно возведенные конструкции рушатся чуть ли не каждую неделю? Еще не успели отойти от трагедии, когда в Алматы обвалилась строящаяся развязка и похоронила под собой рабочего, как снова появляются сообщения о рухнувших мостах и перекрытиях. Опасная тенденция, и разбираться с горе-строителями нужно всерьез: не умеют работать или работают только на свой карман, сознательно допуская нарушения? И в том и в другом случае пора делать выводы.

В Павлодаре провалилось дорожное полотно на Кутузовском мосту через железнодорожные пути - одном из двух, по которым можно выехать из Павлодара в Астану или Омск, а также добраться до промзоны.
Дорога ушла из-под колес автомобилистов поздно вечером во вторник. По словам очевидцев, машины не провалились следом за асфальтом только по счастливой случайности. В среду утром к месту провала прибыли нынешний и бывший мэры Павлодара, сотрудники управления по ЧС, эксперты и прочие должностные лица, чтобы разобраться, что бы это могло быть.
Кутузовский мост был признан аварийным и закрыт на капремонт в июле прошлого года. На его укрепление из городского бюджета тогда выделили 133 миллиона тенге. Все полгода, что велись работы, павлодарцы стояли в огромных пробках у второго моста через железнодорожные пути, но не жаловались. Все тогда понимали - безопасность превыше всего. И где в результате та безопасность? Как теперь выяснилось, мост после ремонта в декабре прошлого года открыли, но прочность подъездных путей никто не проверял.
- Работы на данном участке не проводились, ремонт велся на верхней части моста, где производились стяжка и замена дорожного полотна, - пояснил заместитель акима Павлодара Ержан ИМАНЗАИПОВ.
Мы поинтересовались, не следует ли снова закрыть движение через мост, пока не выяснится причина провала, чтобы, не дай бог, не провалились идущие рядом с образовавшейся ямой трамваи, но начальник городского управления по ЧС Павлодара Михаил РОМАНЕВИЧ заверил, что все будет хорошо.
- Почему должен провалиться трамвай? - спросил он. - Мы вот можем стоять здесь, и на нас самолет может упасть. А трамвай не провалится.
На вопрос, кто должен был следить, чтобы не произошло подобное ЧП в городе, аким Павлодара Булат БАКАУОВ пояснил, что ответственны те, кому принадлежит канализация либо водопровод, которые, согласно данным топографии, проходят под местом провала.
- Увы, инженерная служба не знает, что стало причиной подтопления - прорыв канализации или талые воды, - развел руками градоначальник. - А ЖКХ не может держать под контролем все дорожное полотно города, у нас везде проходят коммуникации, и подмыть может, в принципе, любую дорогу.
Между тем приглашенный к провалу в качестве эксперта бывший мэр Павлодара Евгений АЗАРОВ, возглавлявший город с 1975 по 1981 год, вскользь заметил:
- В мое время мы расширяли улицы, асфальтировали их. И ни одна не проваливалась.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

А тем временем...

В одной из сельских школ Алматинской области потолочная плита в спортзале чуть не стала могильной плитой для целого класса школьников: она обрушилась во время урока физкультуры. Но, к счастью, жертв удалось избежать.
Учитель физкультуры СШ им. Ушинского Бауыржан ОНГАРБАЕВ стал героем станционного городка Лепсы. Он спас от увечья целый 9-й класс.
- После большой перемены дети зашли в спортзал, кто-то еще был в раздевалке, кто-то уже делал пробежку. Я стоял посреди зала, как вдруг послышался какой-то странный гул, и сквозь щели на потолке посыпалась керамзитовая крошка, - вспоминает события минувшего вторника Бауыржан Онгарбаев. - Я тут же понял, в чем дело, и стал кричать детям, чтобы они быстро покинули спортзал.
Как рассказывают девятиклассники, когда выбежал последний мальчишка, на пол с грохотом рухнула плита перекрытия. Обрушение было настолько сильным, что другие школьники подумали о землетрясении.
Школа имени Ушинского введена в эксплуатацию в 1986 году. В то время ее построили с размахом - она была рассчитана на 600 мест. Сейчас здесь обучаются всего 278 учеников. За 30 лет в школе ни разу не проводился капитальный ремонт. Говорят, правда, в 2006 году местами заменили крышу и систему отопления.
Проблемы в школе начались в 2011 году, когда заметно провисла одна из плит перекрытия в спортзале.
- Мы стали бить тревогу и просить у вышестоящего ведомства средства на ремонт, но свободных денег не оказалось, - жалуется директор школы Берик ОРАЗДИЛЬДИНОВ. - Письма с просьбами мы продолжали отправлять каждый год.
А когда плита опустилась еще ниже и назрела явная угроза для жизни детей, в лепсинскую школу прибыла специальная комиссия из области. Она обследовала не только спортзал, но и каждый уголок здания. В итоге школу признали аварийной и подлежащей капитальному ремонту.
- Нам пообещали, что в 2016 году в обязательном порядке в нашей школе начнется капитальный ремонт, даже сказали, что выделят около 120 млн. тенге, - сообщил директор школы.
Но железобетонная плита не захотела подчиняться чиновникам от образования и находиться в подвешенном состоянии еще целый год, а потому свалилась прямо во время урока физкультуры...
О чрезвычайном происшествии мы рассказали сотрудникам прокуратуры Саркандского района, чтобы они дали реальную оценку произошедшему. Кто знает, может, школу уже сегодня надо закрывать.
Поставили в известность и акима района Ергазы КОШАНБЕКОВА. Он был удивлен....
Между тем малолетние обладатели смарт­фонов засняли обрушившееся железобетонное перекрытие на видео и растиражировали через WhatsApp.
Теперь директор школы, говорят, занят поисками ватсаперов.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган - Лепсы

Поделиться
Класснуть