Регионы? Обойдутся!
Вице-министр финансов Руслан ДАЛЕНОВ (на нижнем снимке) вчера на встрече с сенаторами при обсуждении новой бюджетной политики государства предложил лишить местные исполнительные органы целевых трансфертов.
Почти 52 процента расходов местных бюджетов формируются за счет республиканской помощи, проинформировал Даленов. А на “игле” центрального бюджета сегодня сидят все регионы страны, кроме Атырауской области. Даже Алматы, заметил вице-министр, получает из центра финансовую помощь.
- Есть изъятия (из регионов в центр. - Л. Б.), но целевой трансферт их превышает. С одной стороны, это хорошо - есть стабильная база. Но, с другой стороны... слово “иждивенчество” не скажу, но... Конечно, любой хозяйственник покажет, что у него доходов не хватает, а расходов много, чтобы попросить как можно больше помощи. Поэтому нынешняя система не стимулирует в этом плане развитие местной экономики, - заявил Руслан Даленов.
Лучшее решение, по его мнению, - в течение года не давать регионам деньги на целевые трансферты. Исключение делать только в том случае, если местные исполнительные органы освоили средства. Вице-министр финансов заметил, что в определенные месяцы возникают так называемые кассовые разрывы по республиканскому бюджету: расходы очень большие, а доходы их не покрывают, в итоге получается дефицит, в то время как на местном уровне наблюдается профицит бюджета.
- Оказывается, половина или 60 процентов (расходов на местах. - Л. Б.) сформированы за счет денег, которые мы им дали из республиканского бюджета, а они их еще не потратили. Встает вопрос: зачем они их взяли сейчас, если не собираются тратить? Пусть берут в следующем месяце. Мы эти деньги занимаем на внутреннем рынке. Одно дело - занять 200 миллиардов за месяц, другое - занимать по 100 миллиардов два месяца. Зачем накачивать местный бюджет, если он его не использует? - риторически вопросил Даленов.
Заместитель акима Астаны Ерсаин НАГАСПАЕВ тут же пожаловался: мол, столица динамично развивается, и возможности местного бюджета небезграничны, не позволяют в полном объеме обеспечивать финансирование требуемых расходов.
- В связи с этим мы предлагаем при формировании закона об объемах трансферта общего характера увеличивать базовые расходы с учетом динамичного роста столицы. При определении субвенций изъятий применяется повышающий коэффициент 1,5, но мы бы хотели, чтобы этот коэффициент был хотя бы 2, - попросил Нагаспаев.
Для убедительности он добавил, что, только по официальным данным, в Астану мигрируют 50-60 тысяч человек ежегодно, расходы на благоустройство города с каждым годом растут на 5 млрд. тенге, содержание объектов культуры и спорта обходится в миллиарды.
- Всегда возникает вопрос, что ежегодно за счет местного бюджета полностью финансируются расходы по изъятию и сносу земельных участков - 9 миллиардов тенге в среднем в год мы тратим. Понятно, что в процессе работы сумма постоянно растет, - отметил замакима.
К слову, по его данным, объем уточненного бюджета Астаны на 2015 год составляет 396 млрд. тенге, что примерно на 18 процентов больше бюджета нынешнего года.
Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана
От редакции Много интересных тем обсудили участники этого совещания, но, как уточнил наш корреспондент, никто из них, к сожалению, не затронул вопрос, почему частенько до безобразия поздно выделяются средства местным властям из республиканского бюджета на неотложные целевые нужды. На ремонт дорог. Или на ремонт школ, как это случилось в этом году в Западном Казахстане. В результате чиновникам от образования ничего не остается, как затеять строительные работы в разгар учебного года. А не сделаешь ремонт сейчас - завтра этих денег по целевому назначению могут и не выделить (см. “Ремонт подкрался незаметно”, “Время” от 11.10.2014 г.). Дураков, как говорится, нет!