3341

Минус на минус даёт плюс

Во вторник, 26 августа, в Минске состоялась давно ожидаемая встреча глав государств Таможенного союза - Казахстана, России и Белоруссии с президентом Украины под “присмотром” представителей Еврокомиссии (см. “Минск замедленного действия”, “Время” от 27.8.2014 г.).

Политолог Рустам БУРНАШЕВ комментирует саммит “ТС - Украина - ЕС”

Несмотря на довольно серьезное медиа­сопровождение саммита, информация о том, что происходило за закрытыми дверями резиденции белорусского лидера Александра ЛУКАШЕНКО, довольно скудна. Поэтому судить о том, станет ли эта встреча толчком к урегулированию конфликта на Украине, пока рано.
Во всяком случае, известный казахстанский политолог Рустам БУРНАШЕВ (на снимке), комментируя итоги Минского саммита для газеты “Время”, был достаточно сдержан в оценках.
- Как любая встреча на высшем уровне, эта встреча создала саму возможность диалога, - считает он. - В этом и состоит ее важность: был начат диалог по украинским событиям. Вместе с тем вопрос о том, будет ли практическое воплощение диалога, остается открытым. Очевидно, что в проблему вовлечено гораздо больше участников, чем те страны, главы которых встречались в Минске. И естественно, в четырехстороннем формате решить все вопросы было просто невозможно.
- И все-таки, как вам кажется, может ли минская встреча стать началом урегулирования конфликта?
- Формат диалога слишком мал, для того чтобы можно было говорить о реальном урегулировании, так как, повторю, в конфликт втянуты и европейские страны, и США - как внешние участники. Так называемая Малороссия, по большому счету (как бы мы ни говорили о ее зависимости от России) - тоже самостоятельный участник конфликта. И диалог с представителями юго-востока Украины необходим. А на встрече в Минске все эти стороны представлены не были. Так что это пока только фиксация диалоговой площадки, но не соз­дание реального плацдарма для полноценного урегулирования ситуации.
- А какое, на ваш взгляд, значение эта встреча имела для нашей страны?
- Казахстан в лице президента получил возможность еще раз озвучить свою позицию и по конфликту, и по глобальной ситуации на международной арене. Насколько мне известно, Астана была предложена как площадка для продолжения диалога. Это один из важных векторов казахстанской внешней политики - позиционирование страны как некоего дипломатического центра. Были озвучены глобальные идеи об отказе от политики санкций. Понятно, что они были локализованы относительно Украины, но присутствовал и глобальный вектор: необходимо менять формат отношений на международной арене и отказываться от их силового варианта. Ну и, естественно, была подтверждена по ряду позиций самостоятельность Казахстана. То есть Астана сохраняет отношения с Киевом, не идет на поводу у Москвы и в то же время стоит на позициях Таможенного союза как некой единой экономической общности. Я лично никаких минусов для Казахстана не вижу, а плюсы - пусть даже косвенные - налицо.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть