Организованная рекламная группа,
или Почему авторов скандальной картинки допрашивали в УБОП?
К разборкам вокруг рекламного постера для гей-клуба “Студия 69” с изображением целующихся Курмангазы САГЫРБАЙУЛЫ и Александра ПУШКИНА подключились правоохранительные органы: в понедельник вечером и вчера утром авторы проекта побывали на допросе в департаменте внутренних дел Алматы. Причем допрашивали рекламщиков, по их словам, почему-то сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью.
Напомним, в рекламном агентстве Havas Worldwide Kazakhstan решили обыграть пересечение улиц, на которых расположен гей-клуб, и, недолго думая, изобразили на рекламном постере поцелуй казахского композитора и русского поэта (см. “Креатив для пра-ативного”, “Время” от 26.8.2014 г.). Работа эта была представлена на прошедшем в выходные в Бишкеке центральноазиатском фестивале рекламы Red Jolbors Fest, а затем попала в социальную сеть Facebook. Креатив рекламщиков народ не оценил: большинство людей высказали свое возмущение, а потомок Курмангазы Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН заявил о своем намерении подать в суд на Havas Worldwide Kazakhstan и тех, кто принимал непосредственное участие в разработке рекламного постера. Кроме того, несколько особо неравнодушных, посчитавших, что поцелуй Пушкина и Курмангазы оскорбляет их чувства, написали в ДВД заявление с требованием привлечь авторов проекта к ответственности. После чего незадачливых рекламщиков и доставили в ДВД. Как сообщила нам директор Havas Worldwide Kazakhstan Дария ХАМИТЖАНОВА, за ней, копирайтером агентства Валерием ВОЛОДИНЫМ и дизайнером Олжасом ИСЕНОВЫМ полицейские пришли в понедельник вечером - после 19 часов.
- Сотрудники ДВД ничего сами не знали и просто попросили нас собраться и поехать с ними в УБОП, - говорит Дария Хамитжанова. - Почему этим занимается именно УБОП, нам объяснить не смогли. Олжаса забрали первым, и так как он оставил мобильный телефон дома, мы не могли его найти до тех пор, пока полицейские не приехали за нами. В ДВД мы провели около трех часов - нас вызывали поочередно. Каждого ознакомили с заявлением, которое написали активисты. Нам задавали вопросы: как появился этот принт, как он попал в Казнет, что такое ЛГБТ и т.д. Так как в понедельник полицейские смогли найти не всех, остальные четверо наших сотрудников явились в ДВД на следующий день. На этот раз все прошло быстрее - они освободились примерно в течение двух с половиной часов. Им задавали те же самые вопросы. Никакого психологического давления на нас не оказывали.
- Какие-то обвинения вам предъявили?
- Нет. Наши юристы говорят, что привлекать нас к ответственности не за что. Однако хотелось бы объяснить: этот принт мы делали только для конкурса и не собирались его распространять на территории Казахстана. Мы не вывешивали его на своей официальной странице в Facebook, никто из сотрудников не вывешивал его на своих страницах. Принт находился только на сайте Red Jolbors Fest. Предполагаем, что кто-то из казахстанских пользователей скачал его оттуда и выложил на своей странице, после чего начался активный перепост. Распространение началось где-то в середине дня в воскресенье, а мы в это время ехали в автобусе из Бишкека - то есть были офлайн. Так что сейчас полиция ищет того, кто первым выложил принт в Facebook.
- Если никакая ответственность не грозит, зачем искать этого человека?
- Нам тоже хотелось бы снять с себя вину. Повторю, мы разработали этот принт, но представили его только на фестивале и не собирались распространять. Кроме участников и жюри фестиваля его никто не должен был увидеть.
По словам Дарии Хамитжановой, все, что сейчас происходит, напоминает ей охоту на ведьм: авторов проекта начали травить со всех сторон.
- Те, кто сейчас нас преследует, делятся на три лагеря, - говорит она. - Одних возмущает использование изображения именно Курмангазы - но не Пушкина, вторые считают, что мы пропагандируем однополую любовь, а третьи обозлены на клуб и пишут в комментариях, что хотят пойти и сжечь его. И если первых и вторых мы еще можем выдержать, то третьи... Нам хотелось бы, чтобы клуб не пострадал. В то же время и нашим сотрудникам поступает огромное количество угроз - это либо нацпаты, либо исламисты, которые обещают “отрезать голову”.
- Вы обращались в полицию по этому поводу?
- Пока нет. Надеемся, дальше угроз дело не пойдет. Да и что может сделать полиция? Разве приставят к нашим сотрудникам охрану на основании писем? Вряд ли. Мы сейчас занимаем выжидательную позицию и надеемся, что правда все-таки восторжествует.
Почему же все-таки изображением целующихся Пушкина и Курмангазы занимается управление по борьбе с организованной преступностью? С этим вопросом мы вчера обратились к пресс-секретарю ДВД Салтанат АЗИРБЕК. Майор Азирбек обещала выяснить это и попросила перезвонить попозже, однако вчера до подписания номера в печать дозвониться до нее мы так и не смогли.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы