Не так страшен сель, как его последствия
В Талгарском районе Алматинской области из лагеря отдыха “Спутник”, оказавшегося в зоне селя, прошедшего 17 июля, эвакуированы почти все отдыхавшие, никто не пострадал.
Эту и другую информацию по состоянию на вчерашний день нам сообщил главный специалист пресс-службы ДЧС Алматинской области Азамат ЖУРТБАЕВ.
- В лагере отдыха “Спутник” действительно отдыхали порядка 200 человек, на сегодняшний день все они в связи с окончанием путевок уже отправлены по домам, - пояснил по телефону сотрудник ДЧС. - Все эти дни, пока силами “Казселезащиты” расчищалась заиленная дорога, в лагерь поставлялись продукты питания, генераторы для восстановления электроснабжения, жизни отдыхающих ничто не угрожало. В момент селевого выброса в лагере отдыхали как дети, так и инвалиды и пенсионеры. Часть эвакуированных спускалась пешим порядком, остальных эвакуировали вертолетами. Дорога к лагерю “Спутник” расчищается до сих пор. Питьевое водоснабжение Талгара уже восстановлено, нанесенный стихией ущерб подсчитывется. По данным МЧС, всего в результате селевого потока незначительно пострадало несколько строений - лагерь отдыха “Радуга”, где в тот момент отдыхающих не было, а также три дома. Все эти строения расположены выше плотины и слишком близко к руслу реки Талгарка, чем и вызвано их подтопление.
Напомним, 17 июля около полудня в русле реки Талгарка близ города Талгар сошел сель. Первая информация от МЧС о ситуации на месте стихийного бедствия появилась ближе к вечеру, в связи с чем в сети Интернет стали появляться фотографии и видеоролики о подтопленных якобы в Талгаре домах, которые подхватил ряд СМИ.
На следующий день МЧС распространило расширенную информацию о ситуации в Талгарском районе. В частности, в результате облета селеопасной территории чеэсники выяснили: сель случился из-за частичного опорожнения моренного озера под ледником № 150.
“Весь объем селевого выброса (300 тыс. куб. м) был перехвачен в селехранилище Талгарской плотины, емкость которого позволяет удержать до 8 млн. куб. м. Благодаря данному гидротехническому сооружению селевой выброс не причинил ущерба населенным пунктам, расположенным ниже по руслу реки Талгар. Жертв и пострадавших нет”, - говорилось в сообщении МЧС.
В тот же день в зоне бедствия побывал вице-министр по чрезвычайным ситуациям Валерий ПЕТРОВ (на снимке).
- То, что случилось с этим озером вот здесь, по Среднему Талгару, - это ситуация на 99,9 процента непрогнозируемая, - прокомментировал “Времени” г-н Петров. - Поскольку система озера, где оно находилось, а оно находилось в ледниковой чаше, и процессы таяния, которые идут, непредсказуемые, это практически невозможно делать. Где-то вода нашла дорогу и вышла из этого озера. Есть один способ решения всех этих проблем, и этим способом мы уже несколько лет занимаемся: это установка сифонных систем и спуск воды из этих озер.
По словам главного научного сотрудника Института географии Петра ПЛЕХАНОВА (на снимке), который много лет изучает селеопасные явления, в Талгарском районе случился типичный гляциальный сель, сформированный ледниковыми водами под ледником, то есть не был видим человеку.
- Плотина способна удержать 8 млн. кубометров грязекаменной массы. Селевой поток был средней мощности, поэтому отложился среди гор, и до плотины дошел только селевой паводок, - пояснил г-н Плеханов. - Пострадали те объекты, которые были построены в селеопасной зоне в нарушение правил и норм. Всем известно, что Талгарка - селеопасная река. Повторение подобных стихийных бедствий будет учащаться в связи с протаиванием морен, таковы климатические риски нашего региона.
По данным Института географии, на которые ссылается Петр Плеханов, в ближайшей перспективе в связи с таянием ледников в регионе опасность представлют пять очагов: правый приток реки Иссык - Карабастау (в нескольких километрах от озера Иссык), Левый Талгар - приток реки Талгар у ледника Северцева, где формируется опасное приледниковое озеро, ледник Советов в бассейне Большой Алматинки (правый приток реки Кумбель), в русле реки Каскелен угроза паводка с ледников №25 и №34, а также недалеко от села Каргалы (поселка Фабричный) опасность представляет река Узун-Каргалинская. Все эти селеопасные зоны оснащены плотинами, поэтому бдительными нужно быть туристам, любящим отдыхать в среднегорной зоне.
В МЧС утверждают: в связи со сходом селя в Талгарском районе комиссия облетела все селеопасные русла Алматы и Алматинской области.
“По результатам было установлено, что ситуация на озерах №11, №13 и №6 не вызывает настороженности, селевые проявления исключены. Начата работа системы сифонного спуска воды, организованы дежурства постов “Казселезащиты” МЧС РК. Угрозы нет”, - говорится в сообщении МЧС.
Между тем известный профессор Борис СТЕПАНОВ (на снимке) считает иначе:
- Если в горах есть озеро, рано или поздно оно прорвет, но когда - предсказать невозможно. Значит, это событие нужно предупредить. Использование сифонов для опорожнения моренных озер, о которых говорит вице-министр по чрезвычайным ситуациям Валерий Петров, на самом деле не панацея. Уровень подъема воды определяется атмосферным давлением. Из-за низкого атмосферного давления в горах уровень озера можно понизить максимум на 6 метров, после этого сифон перестает работать, даже если опорожнение требуется продолжать. Это значит, что за сифонами нужно все время следить плюс вовремя включать. Озер близ Алматы и в Алматинской области десятки, все их снабдить сифонами - дорого, хлопотно, а с нашей-то дисциплиной не всегда эффективно.
Приведу конкретные примеры. В 1977 году, когда прорвало озеро №13 и погибли люди, сотрудники “Казселезащиты” пытались озеро опорожнить, но делали это с малыми для себя физическими нагрузками, копили в озере воду, чтобы резко ее спустить, и не уследили в итоге... Теперь, насколько я знаю, сифоны установлены в двух моренных озерах - №6 и №13 бис, но опять же включают их не вовремя. На озере №6, которое наделало немало шума в 2010 году, я был в минувшую субботу и увидел удручающую картину: озеро начало переливаться через гребень, перемычку размыло. Грязевая масса уже могла бы хлынуть на Алматы, но спасают ситуацию крупные камни в русле, которые удерживают напор и не позволяют размывать русло еще сильнее.
Я был на озере в то время, когда туда прилетел вертолет то ли “Казселезащиты”, то ли МЧС. Насколько мне известно, сифон собирались запустить в понедельник (21 июля. - А. А.). Хотя сделать это нужно было раньше. А вообще по-хорошему гораздо эффективнее было бы ликвидировать все эти горные озера, чтобы вода от таяния ледников не скапливалась в ледовых или грунтовых чашах, а постоянно стекала вниз. Но по какой-то причине “Казселезащита” продолжает бороться с последствиями, а не с причинами селевого недуга, - заключил эксперт.
Александра АЛЁХОВА, Алматы