7367

Подсчитали - поразились, или Сколько бюджетных денег “закопано” в Караганде

Фонтан через неделю после реконструкции.

Стоило только смениться руководству Карагандинской области, как стала всплывать скандальная правда об удручающей обстановке в регионе. Если верить словам недавно назначенного первого заместителя акима области Асылбека ДУЙСЕБАЕВА (на снимке), за командой прежних управленцев скопилось приличное количество косяков. Пожалуй, самый позорный из них - свертывание сразу трех прорывных проектов, которые собирались реализовать по госпрограмме форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) страны.

Крутое пике

Так и не зажил полнокровной рабочей жизнью печально знаменитый завод “КазАвиаСпектр”. Его открыли еще в 2011 году, когда в регионе главенствовал нынешний министр обороны Серик АХМЕТОВ. С тех пор все только ждали и надеялись, что в небо вот-вот взмоет первый самолет “made in Kazakhstan”. Осенью прошлого года терпение лопнуло даже у главы государства Нурсултана НАЗАРБАЕВА: он раскритиковал руководство области за застопорившийся проект. После этого тогдашний аким Карагандинской области Бауржан АБДИШЕВ (на снимке) установил в сборочном цехе веб-камеру и стал следить за работами в режиме онлайн. В конце апреля этого года, отвечая на вопросы наших читателей в ходе “прямой линии”, Абдишев уверял, что первый борт взлетит предстоящей осенью. Ведь к тому моменту, по его данным, уже были сделаны два крыла, выклеено 60 процентов пластики, заказана авионика, в течение мая планировалось закончить фюзеляж...
Но, как теперь выясняется, с 10 июня работы по выклейке на заводе не выполняются, а казанские специалисты из ООО “Фирма “МВЕН”, помогавшие нашим авиастроителям, отбыли в Россию. Официальная формулировка гласит, что “стороны пришли к принципиальным разногласиям в вопросах полноты и качества представленной документации”. При этом татарские партнеры выдвинули главное требование - полная смена всей управленческой команды ТОО “КазАвиаСпектр”. Чем уж так местные предприниматели разгневали самолетостроителей из соседней страны, мы можем только догадываться. Однако после смены руководителей аппарата акимата области было решено больше не мучиться и закрыть неудачный проект. Как сообщил на состоявшемся на этой неделе совещании Асылбек Дуйсебаев, сам завод, возможно, будет перепрофилирован под какое-нибудь иное производство. Если его вообще не закроют. Так в трубу улетели 1,6 миллиарда тенге, выделенные
“КазАвиаСпектру” государством в виде льготных кредитов.
Список загнувшихся инновационно-индустриальных идей продолжает история с открытым в 2012 году на базе Карагандинского машиностроительного завода им. Пархоменко производства крупного литья для грузовых железнодорожных вагонов (рамы боковой и балки надрессорной. - И.М.). Оказалось, предприятие не смогло найти миллион долларов на то, чтобы провести сертификацию новой продукции в России, поскольку в Казахстане вопрос об открытии испытательного центра еще только находится на рассмотрении в Национальном центре аккредитации при комитете по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий. Кстати, ситуация с этим проектом выглядит менее катастрофично, чем с самолетным: на купленном оборудовании получилось производить более мелкие детали для грузовых вагонов и горнодобывающей промышленности. В связи с этим чиновники попросту переименовали проект, заменив в нем слово “крупное” на “среднее” литье. Хотя, как ни крути, 3,1 миллиарда тенге страна давала совсем на другие цели!
Ну и напоследок упомянем канувшее в Лету производство металлических гофрированных конструкций, запущенное в 2011 году на предприятии “Айкын жол”. На сегодняшний день фирма не функ­ционирует, ее руководство на контакт с акиматом не идет. В итоге власти сначала через суд признали “Айкын жол” недобросовестным участником госзакупок, а потом и вовсе направили в обл­управление предпринимательства и инновационного развития предложение об исключении проекта из “Карты индустриализации”. И минус еще 220 миллионов тенге из госказны.

Где чиновникам сидеть

Но не только проблемы с реализацией программы ФИИР опечалили новое руководство шахтерского края. Чиновники в течение двух недель сновали по городу, изучая доставшиеся в наследство от предшественников документы о развитии Караганды. После чего пришли к весьма неутешительным выводам. Асылбек Дуйсебаев возмутился бездарным планированием бюджета, в результате чего сейчас приходится говорить о возможном недопоступлении налогов в сумме двух миллиардов тенге. Кроме того, отметил он, допущено неосвоение бюджетных средств в размере 424 миллионов тенге. Его также раздосадовала ситуация с ремонтом дорог, благоустройством дворов, строительством жилых домов и санитарным состоянием города. В частности, первый замглавы региона вынужден был проводить краткий ликбез о том, что недопустимо укладывать на улицах асфальт, если под ним находятся неотремонтированные трубы коммунальных служб. И что разметку на дорогах следовало наносить с помощью термопласта, а не обычной краской, поскольку она долго не продержится, а потому вновь и вновь придется лезть в бюджетный кошелек за деньгами.
- А каким образом строительство одного детского сада, введенного в эксплуатацию два года назад, решит проблему более девяти тысяч детей, стоящих в очереди?  - возмущался Асылбек Дуйсебаев. - При этом находятся 600 миллионов тенге на строительство здания для акимата района имени Казыбек би! Какая была необходимость? Или строительство административных зданий важнее строительства детских садов? Им (чиновникам. - И.М.) сидеть, что ли, негде?
Он распорядился разработать специальную программу и строить как минимум по три детских сада в год. А воплотятся ли мечты тысяч родителей в реальность, мы еще поглядим.

Это не просто халатность!

Отдельного упоминания стоят проблемы строительства и прокладки инженерно-коммуникационной инфраструктуры. К примеру, при строительстве микрорайона “Шапагат”, сменившего печально известную “Бесобу”, в качестве облицовки использовали керамо­гранит, а не запланированный изначально облицовочный кирпич. Новая власть региона опасается, что плитки керамогранита из-за резких перепадов температур и сильного ветра начнут отваливаться и падать, не дай бог, на головы жильцов. Как отметил Дуйсебаев, по этой причине в Астане давно отказались от использования керамогранита.
Еще выяснилось, что за последние три года было построено около 150 объектов инженерных сетей, которые по непонятным причинам не были приняты на баланс услугодателями. Между тем в строящемся жилом комплексе с “поэтичным” названием “Панель-Центр” возводят отдельную котельную, которая призвана его отапливать. По мнению заместителя главы региона, в веке нынешнем технологии века прошлого неприемлемы.
- Представляете, о какой сумме бюджетных средств мы говорим, которые попросту в землю зарыты! - посетовал Асылбек Дуйсебаев. - Такое бездействие ответственных должностных лиц носит не просто халатный характер, а содержит в себе все признаки преступного деяния!
В чей конкретно адрес был этот недвусмысленный намек, замакима области, увы, не пояснил. Пока известно лишь об одном уголовном деле, возбужденном в отношении экс-акима Караганды Мейрама СМАГУЛОВА (на снимке).
Согласно официальному сообщению пресс-службы республиканского финпола, бывший мэр напряг местную фирму “ЮТЭКС” на ремонт собственного особняка. Строители потратили 5 миллионов тенге, чтобы ублажить градоначальника. Впрочем, не исключено, что затраты предпринимателей с лихвой окупились во время получения жирных госзаказов. Например, на строительство кредитных государственных домов. Или на реконструкцию монумента “Вечный огонь”. Или на создание каскада фонтанов в центре города, облицовочные плитки с которого начали отваливаться практически сразу после завершения отделочных работ.
В заключение рабочего совещания Асылбек Дуйсебаев поставил коллег в известность, что поиск и изучение проблем в регионе продолжаются. Вполне вероятно, что скоро всплывут еще какие-нибудь неизвестные ранее скандальные подробности.

“Шапагат” - стройка продолжается.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

А тем временем

Мы ещё ого-го как полетаем!

Первый сельскохозяйственный самолет будет собран на базе авиазавода “КазАвиаСпектр” в Караганде 1 октября этого года, уверен директор предприятия Александр ВАЩЕНКО.
- Запланировано, что 1 октября будет в торжественной обстановке выпущен первый сельскохозяйственный самолет марки “Фермер-2”, - сказал А.Ващенко.
По его словам, проектная мощность авиазавода, как и планировалось ранее по проектной документации, будет составлять 36 самолетов в год.
- На проектную мощность мы выйдем во второй половине 2015 года. В месяц мы будем выпускать по три единицы летной техники, - отметил он.
Более того, в планах предприятия, добавил собеседник, расширение линейки марок самолетов.
- В марте мы подписали конт­ракт с компанией Pipistrel из Словении о сотрудничестве и совместной сборке самолетов марок Sinus, Virus и Trainer. Кроме того, на стадии подписания договор с нацкомпанией “Казахстан инжиниринг” по сборке беспилотных летательных самолетов.
Между тем в финполе сообщили о прекращении уголовного дела в отношении руководства авиазавода.

Интерфакс-Казахстан, 18 октября

Поделиться
Класснуть