2389

Логика из трёх букв,

или Что такое хорошо и что такое плохо, по версии Аслана Саринжипова

Вчера в Алматы министр образования и науки рассказал об итогах ЕНТ, будущем формате тестирования и выразил свое отношение к нашумевшей истории с выпускницей из Петропавловска Айнур СЕРИК, которую заставили перед ним извиниться, причем письменно.

Начал глава Минобра со статистики. Мало кто сомневался, что она для возглавляемого им ведомства будет позитивной.
- В этом году в Едином национальном тестировании приняли участие 87 593 ученика, это 95,1 процента от их общего числа, - сыпал цифрами Аслан САРИНЖИПОВ (на снимке). - Максимальные 125 баллов набрали четыре одиннадцатиклассника, свыше ста - 13 137 выпускников, этот показатель вырос по сравнению с 2013 годом: тогда перешагнули этот барьер 11 167 ребят. Средний балл по Казахстану в этом году составил 76,9, что тоже выше, чем в прошлом, - 74,5 балла. Не преодолели пороговый уровень в 50 баллов более 20 тысяч тех, кто проходил тестирование, это 23,1 процента от общего числа выпускников. В 2013 году таких ребят было почти 24,5 тысячи, это 28,8 процента от всех тестируемых.
Самый высокий средний балл показали школьники Алматы - 92, за ними следуют астанчане - 87 баллов, в хвосте плетутся Жамбылская (72) и Атырауская (62)области. Выпускники подали 402 апелляции, однако из них были удовлетворены лишь 64. При этом за шесть дней проведения ЕНТ было изъято 55 тысяч, как говорят чиновники, запрещенных предметов - причем не только мобильных телефонов, шпаргалок и калькуляторов, но и 133 фотоаппарата и 27 раций.
После непродолжительного отчета Аслан Саринжипов ответил на вопросы журналистов.
- Педагогично ли было требовать от 17-летней выпускницы Айнур Серик публичных извинений за поспешную реплику о некорректных вопросах ЕНТ да еще и рассказать эту историю всей стране? - был наш первый вопрос министру.
- С точки зрения педагогики нужно сказать, что обманывать плохо, а признать свои ошибки и извиниться - это правильно. Это моя позиция, - парировал министр. - Другой вопрос, что нельзя оказывать давление на детей. Возможно, наши чиновники, сотрудники пресс-службы где-то перегнули, поэтому и возникла ситуация с обнародованием письма. Мы сделали им устное замечание, разобрались. Хотел бы обратиться и к журналистам: давайте вместе не будем забывать о том, что речь идет о конкретных судьбах, поэтому здесь нужно быть взаимно ответственными.
- На днях депутаты, встревоженные массовым оттоком казахстанских выпускников в вузы РФ (из-за чего, по мнению некоторых парламентариев, может возникнуть угроза демографической безопасности страны), заявили о необходимости синхронизации нашего ЕНТ и российского ЕГЭ. По-вашему, насколько актуальна эта проблема?
- Действительно, ежегодно определенное количество детей уезжают учиться в Россию, но на это есть объективные факторы. Сейчас у соседей ощущаются последствия демографического спада середины 90-х. Это очень остро ощущают на себе вузы, которые получают господдержку в виде грантов на обучение. Это привлекает и нашу молодежь. Это давление и конкуренция будут существовать всегда и, наверное, будут только усиливаться независимо от того, ЕНТ выпускник сдает или ЕГЭ. Так что необходимости в синхронизации нет. К тому же, прежде чем говорить о ней, нужно учитывать важный момент: система оценивания в ЕНТ и ЕГЭ полностью завязана на содержании учебных программ, а оно в наших странах разное.
Что же касается изменения формата Единого национального тестирования, о котором в последнее время так часто говорят, то о его тонкостях глава Минобра распространяться не стал, лишь туманно сообщив:
- В первую очередь мы ведем речь о модернизации содержания ЕНТ и об изменении системы оценивания. Сейчас созданы рабочие группы, которые занимаются этими вопросами. Какие именно новшества появятся, мы сможем сказать позже, после того как их разработаем и представим руководству. Одна из задач - используя современные технологии и подходы, снизить стрессовую нагрузку во время ЕНТ.
Кроме того, Саринжипов огласил сроки внедрения так называемой 12-летки: в 2015 году начнется апробация этой системы в 30 школах Казахстана, а с 2016-го все первоклассники будут учиться по-новому.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть