Дом правительства должен быть публичным!
Полтора месяца прошло со дня назначения Карима МАСИМОВА ново-старым премьером. За это время журналисты уже успели забыть дорогу к зданию Дома правительства. Еще бы: за этот период их ни разу (!) не пригласили на заседания кабмина! Газета "Время" провела небольшой опрос, в том числе министров, пытаясь понять, что же такого страшно секретного скрывает нынешняя исполнительная власть от глаз и ушей власти четвертой.
В первые две недели "второго пришествия" Масимова в Дом правительства журналисты шутили: может, Карим Кажимканович чего-то стесняется, раз не приглашает нас на свои заседания? Но спустя еще неделю стало не до шуток. Официальный представитель службы центральных коммуникаций (СЦК) Болат САДЫКОВ заявил, что отныне члены кабинета министров переходят на новый формат общения с прессой - на брифингах в СЦК по итогам своих заседаний. А вице-премьер Гульшара АБДЫКАЛИКОВА по просьбе корреспондента "Времени" на брифинге объяснила причину такого маневра тем, что сейчас "правительство работает в очень оперативном режиме" для решения стоящих перед ним "огромных задач", и ему, мол, не до прессы, - чем еще больше озадачила медийщиков.
С того памятного признания Абдыкаликовой прошел почти месяц. Карим Масимов и Ко успели как минимум четырежды отзаседать без посторонних лиц. Правда, брифинги в СЦК министры и их замы проводили исправно. Сказать, что во время этих "причесанных" мероприятий журналисты скучали - значит, не сказать ничего.
Вот я и решила полюбопытствовать у правительственных мужей: а как им работается за закрытыми от нас, журналистов, дверями? И тут неожиданно выяснилось: многие из них успели соскучиться по общению с нами.
- Лэйла, вы всегда задаете очень интересные и острые вопросы, особенно на выходе (из зала. - Л.Б.) после заседания правительства. Мы, конечно, скучаем по ним, мне катастрофически их не хватает! - улыбчиво отреагировал на мой вопрос министр экономики и бюджетного планирования Ерболат ДОСАЕВ (словно я спросила его о погоде). - Я думаю, скоро это время (заседаний кабмина с участием СМИ. - Л.Б.) наступит. Просто, как мы говорили, у нас достаточно интенсивный рабочий режим. Во всем мире цивилизованная форма брифингов существует, и СЦК старается создать условия, чтобы мы общались с вами.
А вот следующий мой собеседник обошелся без "сантиментов".
- Каждый раз после заседания правительства мы - не в одном лице, а сразу несколько членов кабмина - приходим и рассказываем вам обо всех вопросах. При таком живом общении мы вам даем больше информации, нежели бы вы получали ее, находясь на заседании правительства! - отрезал первый вице-премьер Бакытжан САГИНТАЕВ.
Зампремьера (он же министр финансов) Бахыт СУЛТАНОВ и вовсе высказался с прямотой римлянина.
- На заседаниях правительства мы, чтобы не отвлекаться на выступления, которые больше годятся для прессы, решаем вопросы оперативно, на месте.
Правда, о том, что конкретно дает такая "оперативность" правительства его подданным - нам с вами, г-н Султанов скромно умолчал...
Между тем вопросы, которые сейчас правительство рассматривает за закрытыми дверями, действительно судьбоносные для общества. Модернизация пенсионной системы, миграционная политика, легализация и амнистия капитала - вот лишь малая толика того, что рассматривалось на недавних правительственных заседаниях. Как принимались решения? какие рассматривались варианты? кто из членов кабинета министров будет нести персональную ответственность в случае провала? - все эти отнюдь не риторические вопросы повисли в недоступных теперь для прессы стенах Укiмет уйi.
Ведь только непосредственное наблюдение за ходом заседания кабмина позволяет журналистам анализировать поступающую информацию, расставлять акценты в темах, готовить уточняющие вопросы для членов правительства, которые можно задать после заседания, - и в результате подготовить качественный контент для своих читателей (зрителей, слушателей).
А "скорострельные" брифинги в службе центральных коммуникаций лишают нас этой возможности. К примеру, в минувший вторник в ходе сразу трех пресс-конференций перед журналистами предстали аж 10 руководителей различных министерств и ведомств! На представителей СМИ обрушилась лавина информации - "потоком сознания", который они в условиях цейтнота вынуждены были просто проглотить, не успев "разжевать". Неудивительно, что в этой лавине элементарно утонула прелюбопытная новость Минтруда о введении некой условно-накопительной (?!) пенсионной системы и других новшествах действующей "копилки на старость". А ведь это касается всех без исключения граждан страны!
Что же скрывается за этой политикой "широко закрытых дверей"?
По мнению политолога Нурлана ЕРИМБЕТОВА, истинный лозунг нынешнего правительства - "Не выносить сор из избы!".
- Человек (премьер Масимов. - Л.Б.) принял новое хозяйство, и наверняка будет много сравнительного анализа: что было сделано, что можно сделать. Возможно, звучит критика команды бывшего премьера (Серика Ахметова. - Л.Б.). Сейчас разбирают завалы, тактические ошибки, определяют виновных и невиновных, - поделился соображениями Нурлан Еримбетов.
Он полагает, что вопросы, которые сегодня обсуждает правительство в формате "не для широкой публики", это вопросы национальной, экономической безопасности, то есть внешних и внутренних угроз. Вместе с тем политолог уверен: кабмин вскоре вновь откроет свои двери для прессы.
Аналогичного мнения придерживается и лидер парламентской фракции "Народные коммунисты" Владислав КОСАРЕВ. По его словам, в кабмине сейчас идут дебаты, возникают недоразумения, о которых общественности и СМИ знать "необязательно".
- У них идут очень серьезные разборки сейчас, потому что в последние два года был застой! - эмоционально заявил лидер "красных". - ПФИИР (Программа форсированного индустриально-инновационного развития. - Л.Б.) не работала, социальные блоки были ненасыщенными. У них много задумок, дерзких мыслей. Я их не осуждаю: им надо дать время, чтобы они привели в порядок свои мысли...
Некоторые коллеги Владимира Борисовича, до сей поры неоднократно призывавшие правительство "открыть личико" перед народными избранниками, теперь не торопятся осуждать новацию кабмина.
- Думаю, у правительства есть свои серьезные резоны. Я лично не осуждаю их, отношусь с пониманием. Надо нам набраться терпения и подождать, что же они нам расскажут, - поделилась вице-спикер мажилиса Дарига НАЗАРБАЕВА. - У нас экономика с 2007 года работала в режиме кризиса, аврала, и сегодня многие вещи нужно пересматривать и реформировать. Думаю, правительство озабочено именно этим. Нам надо подождать где-то 90 дней - как-то традиционно эта цифра задалась...
- К нам в парламент министры ходят, для нас они не закрыты, поэтому я их не осуждаю, - эхом вторила ей мажилисвумен Светлана РОМАНОВСКАЯ.
А вот депутат мажилиса Турсунбек ОМУРЗАКОВ настроен решительно:
- Правительство не должно бояться журналистов - они из первых уст должны получать информацию. Кабмин должен показывать, чем занимается, чтобы народ был спокоен!
За открытость работы министров выступает и мажилисвумен Айгуль СОЛОВЬЕВА:
- На заседаниях правительства идет процесс, где принимаются важные решения. И журналист сможет лучше задать вопрос, когда знает, о чем конкретно говорилось в правительстве. В парламенте была аналогичная ситуация в 2007 году. После того как пресса подняла этот вопрос, решение изменили и начали приглашать СМИ в Дом парламента.
Лэйла БАСАРОВА, Астана
Комментарий в тему
Тамара КАЛЕЕВА, президент международного фонда защиты свободы слова "əділ сөз":
- Правительство нужно не для того, чтобы мы им любовались! То, что оно ведет работу вне общественного контроля, заставляет сомневаться в том, что оно делает что-то во благо общества. Граждане согласно Конституции имеют полное право знать, чем занимаются люди, живущие на их налоги!