21871

Кровь и “порш”

Мурат Карабалин (справа) и Темирлан Бакиров: друзья сфотографировались незадолго до трагедии.

История Максата УСЕ­НОВА, 1 декабря за рулем авто сбившего в Алматы на тротуаре группу молодых людей, напоминает настоящий детектив. Выясняются все новые подробности его активной жизни: за три дня до аварии он еще работал на госслужбе, его папа - действительно тот самый Кажымурат УСЕНОВ (на снимке), семь лет возглавлявший управление строительства акимата Алматы. А вот еще: дорогих машин у Максата было как минимум две - помимо БМВ Х6 он выставлял на гонки еще и “порше-911”...
О том нелепом и в то же время жутком ДТП сообщили едва ли не все масс-медиа страны, в том числе и наша газета (см. “Не пой за рулем!”, “Время” от 4.12.2013 г.): один человек погиб, пятеро травмированы, сбежавший с места аварии виновник трагедии вскоре был задержан полицейскими.
Казалось бы, все ясно и понятно: виновный в ДТП должен понести наказание. Но, как показывают обстоятельства, до окончательной точки в этой истории еще далеко.
Свидетели происшествия утверждают, что ДВД южной столицы распространил неверную информацию со ссылкой на экс­пертизу, сообщив, что Максат Усенов в момент совершения ДТП был трезв. Вот что рассказал нам близкий друг погибшего Мурата КАРАБАЛИНА Темирлан БАКИРОВ:
- Мы вышли из ночного клуба и просто дурачились - фотографировались на память, смеялись. И тут слышим, что на высокой скорости несется машина. Никто даже не успел ничего сказать, как она перелетела через бордюр и врезалась в нас. Мурат оказался под колесами. 

- Все начали кричать, мы подбежали к нему. Он еще был жив и успокаивал нас: “Все нормально”. Было видно, и не только нам, все это заметили, что водитель БМВ пьян - он буквально выпал из машины, увидел, что натворил, и тут же полез обратно. Он пытался резко сдать назад, чтобы уехать с места аварии, и чуть второй раз не проехал по Мурату! Мы едва успели вытащить друга из-под колес. Однако автомобиль не мог выехать на дорогу из-за бордюра. Тогда водитель выскочил и убежал, - сообщил Темирлан.
По данным полиции, владелец дорогого внедорожника числится среди безработных. Многих комментаторов в Сети этот “факт” весьма позабавил: ведь купить авто за 100 тысяч долларов может далеко не каждый работающий человек. Вскоре выяснилось, что 28 ноября Максат Усенов принял присягу госслужащего вместе с другими сотрудниками акимата Алмалинского района Алматы! Новость об этом до сих пор висит на сайте almaly.almaty.kz. На допросах в полиции Усенов мог указать, что нигде не работает. Но не был ли он уволен задним числом? Прояснить ситуацию нам долго не удавалось: аким района Серик КУСАИНОВ, по словам его секретаря, все время находился где-то “на выезде”, а руководитель аппарата Кулия АБИЛКАКОВА не брала телефонную трубку. А вчера вечером, когда номер был уже готов к печати, из Алмалинского райакимата пришел ответ на наш запрос: “Усенов М. К. уволен по собственному желанию с 29 ноября 2013 года”.
Только спустя неделю (!) после аварии корреспонденту “Времени” удалось узнать, что Усенов-младший вообще не имел права садиться за руль, поскольку еще в феврале был лишен водительского удостоверения за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Получив на руки постановление межрайонного административного суда Алматы, мы обратились в ДВД, и только тогда там признали: в их базе любитель быстрой езды числится как “лишенец” (см. “Мистер X6”, “Время” от 10.12.2013 г.). А ведь даже когда водителя останавливают за самое незначительное нарушение, сотрудники полиции тут же “прогоняют” его фамилию по своей базе, чтобы узнать обо всех его грехах. Как же так получилось, что в этот раз никто не проверял, были ли раньше нарушения ПДД со стороны Усенова? Или все же проверили, но прессе предоставили ложную информацию?
Впрочем, и это далеко не все. В октябре 2013 года Максат Усенов принимал участие в гонках по драгрейсингу, которые проводила республиканская федерация автомотоспорта (ФАМС). По правилам соревнований водитель, не имеющий прав или лишенный их, не может быть допущен к заездам. На тех гонках за молодым человеком числились сразу две машины - БМВ Х6 и “порше-911” с одинаковыми номерами 001. Несмотря на показания десятков свидетелей, утверждающих, что именно Максат выезжал на драг и даже разбил “порше” в одном из заездов, в ФАМС эту информацию опровергают! Заместитель главы федерации Владимир БОРОДИН так объяснил ситуацию:
- Максат Усенов действительно зарегистрировался для участия в гонках, но не прошел административную комиссию. Поскольку у него не было прав, его не допустили к соревнованиям. Максимум, что он мог сделать, - выехать на тренировочный заезд.
Кто же тогда был за рулем “порше”, влетевшего в забор? Кто он, не сумевший вовремя остановиться после очередного заезда? И почему рейтинговые очки начислялись именно Усенову, а не кому-то из его знакомых, якобы сидевших за рулем двух автомобилей? Эти вопросы, похоже, останутся без ответа...
Единственное, что прояснилось за эту неделю окончательно, - родство Максата Усенова с нынешним директором департамента нацкомпании “Экспо-2017” Кажымуратом Усеновым. Наши коллеги с телеканала КТК сумели записать с ним небольшое телефонное интервью. Усенов-старший не стал посыпать голову пеплом и в некотором роде отстранился от сына: мол, парень живет с мамой, машины ему покупает сестра, а папа только помогает.
- У него есть сестра, сестра работает, фирма у нее своя. Я с ним общаюсь, помогаю, что есть. Я живу отдельно. Он сидит в тюрьме, он самостоятельный парень, живет отдельно с матерью, понимаете? - сказал Усенов-старший.
А теперь о самом главном. Даже если удастся полностью доказать вину Усенова-младшего со всеми отягчающими обстоятельствами, - еще не факт, что он в итоге понесет наказание за смерть Мурата Карабалина. Все дело в том, что “звездный” парень, согласно казахстанскому законодательству, совершил нетяжкое преступление, по которому возможно... примирение сторон. (Именно так случилось в итоге после нашумевшего ДТП в Караганде минувшей зимой, в котором по вине госчиновника Ерлана УТЕШЕВА погибла женщина.) Если родственники погибшего простят виновника аварии, Максат Усенов отделается штрафом и на нары не сядет.
Родители Мурата непреклонны.
- Никакого примирения сторон не будет! - говорит его мама Калдыгуль КАРАБАЛИНА. - К нам уже два раза приезжал отец водителя, мама у нас была, они разные каналы подключают, к нам кто только сейчас не звонит! Но я всем говорю одно: мы не будем писать заявления, что не имеем претензий. Я потеряла сына, ему всего 23 года было! Мы с мужем не кровожадные люди, но считаем, что водитель должен понести наказание и перед Всевышним, и перед законом. Мы требуем объективного расследования. Уже сейчас есть моменты, которые выглядят странно. Десять свидетелей говорят, что водитель был пьян, а экспертиза показала, что он трезвый. Где он был 12 часов? Ему кровь чистили, что ли? Его можно было задержать сразу, все знали, где живет - почему полиция медлила? Как вообще возможно, что он 9 месяцев ездил по городу без прав? Если мы сейчас пойдем на примирение сторон, то это будет предательством по отношению к нашему сыну. А этот парень-водитель ничего не поймет - опять сядет за руль и кого-нибудь еще...
По предложению Генеральной прокуратуры в новых УК и УПК такую норму, как примирение сторон, будут применять гораздо реже. При этом предлагается однозначно исключить ее в случаях ДТП со смертельным исходом. Однако пока новые кодексы не приняты, они еще обсуждаются в стенах парламента...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и из личного архива Темирлана БАКИРОВА, Алматы

От редакции Даже если проекты нового УК и других уголовных кодексов парламент рассмотрит и примет оперативно, они вступят в силу не ранее 2015 года. А наши граждане гибнут на дорогах и тротуарах по вине нерадивых и зарвавшихся водителей едва ли не каждый день, о чем красноречиво свидетельствует статистика ДТП. Так не разумно ли внести законодательные поправки об ужесточении наказания за нарушение ПДД как можно скорее? Тем самым мы сохраним жизни, возможно, тысяч здравствующих соотечественников.

Комментарий в тему

Михаил КЛЕНЧИН, адвокат:
- На мой взгляд, наличие в законодательстве нормы о возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением сторон по делам о преступлениях, связанных с причинением смерти в результате нарушения правил дорожного движения, является фактором, напрямую влияющим на увеличение количества совершаемых подобных преступлений. Очевидным является то, что потенциальные преступники, обладая достаточными финансовыми возможностями для примирения с потерпевшей стороной, тем самым получают некую индульгенцию, тем самым ставя под угрозу жизни других людей, что можно рассматривать фактически как нарушение принципа равенства перед законом и судом. Думаю, уже назрела необходимость внесения срочных изменений в действующее законодательство, чтобы, несмотря на примирение сторон, виновник все же был лишен права управления транспортным средством - вплоть до пожизненного лишения.


Темы:
Поделиться
Класснуть