Министерство трудной судьбы
Глава МОН Аслан Саринжипов пользуется служебным положением в личных целях, а мажилисвумен Даригу Назарбаеву “тошнит от реформ образования”
Вчера на правительственном часе в мажилисе с участием министра образования и науки Аслана САРИНЖИПОВА (на снимке) депутаты возмущались по поводу низкой зарплаты педагогов, нехватки учебных пособий, дороговизны обучения в вузах, а некоторые и вовсе в сердцах заявили: от реформ в системе образования уже тошнит!
Словно предчувствуя критический настрой мажилисменов, Аслан Бакенович сразу признал: образование и наука пока не являются факторами повышения конкурентоспособности страны. Объяснить, почему так происходит, попыталась мажилисвумен Дарига НАЗАРБАЕВА.
- У Министерства образования и науки непростая судьба: с 2000 года в отрасли сменилось семь первых руководителей, и каждый из них начинал свою деятельность с очередных крупномасштабных реформ. Но ни одна из них так и не была доведена до конца. Огромные финансовые вливания в данную отрасль дали более чем скромный результат. Мне, как и многим, хотелось бы сказать: оставьте образование в покое, от реформ уже тошнит! - выпалила депутат.
Возмущает ее количество проверок в школе.
- К примеру, управление образования проверяет школы четыре раза в год, СЭС - от двух до четырех раз, ЧС - до трех раз в год, прокуратура района и города - от двух до трех раз, ДВД - в начале и конце учебного года, финконтроль по плану - один раз в три года, маслихат города - раз в год, районные акиматы проверяют тоже по разным вопросам. Проверяет даже совет ветеранов на предмет патриотического воспитания, - резала г-жа Назарбаева правду-матку. - А с этого года проверки осуществляет ветеринарная служба по сертификации продуктов школьной столовой два раза в год. Это означает, что проверки проводятся в наших несчастных школах минимум один раз в неделю. А акиматы уже привыкли закрывать учащимися явку на все праздники!
Бедные учителя загибаются и под бумажным оборотом, полагает парламентарий:
- Ежедневно Министерство образования и науки и управления образования на местах отправляют на электронные адреса до 5-8 форм отчетности, увеличился поток запрашиваемых документов по всем учителям. Все это приняло какие-то катастрофические размеры и породило в учительской среде горькую шутку: “Работаем ударно. Хорошо, если бы еще ученики под ногами не путались”.
Дарига Назарбаева усомнилась в жизнеспособности очередной революционной идеи Аслана Саринжипова - ввести автономию школ, то есть дать им самостоятельность в принятии решений. По словам Назарбаевой, такая практика приемлема для развитых стран, где система образования поставлена на прочные рельсы. А Казахстан, не имея четких стандартов, далеко на автономии не уедет. Неминуемо начнется тотальная коммерциализация школ, как это уже случилось в вузах, уверена мажилисвумен. Подрывают систему образования, по ее мнению, дефицит квалифицированных кадров, плохое качество учебников и нерациональность учебных программ.
- Мы чемпионы по количеству специальных предметов: у нас их 17, а в развитых странах - 6! Это значит, что при нашем качестве образования мы тратим на него в разы больше, чем развитые европейские страны, - констатировала Назарбаева и риторически вопросила: - Смогут ли молодые казахстанцы, которые получили образование в наших неэлитных школах и вузах, быть конкурентоспособными на рынке труда?
Саринжипов в свою очередь подтвердил, что качество высшего образования в Казахстане падает, в частности, из-за того, что преобладает подготовка студентов по заочной форме обучения. Министр признал: зачастую выпускники вузов остаются невостребованными, поэтому вынуждены работать не по специальности. А стоимость обучения гуманитарным и техническим специальностям, заметил Саринжипов, не отражает реальных затрат.
Эту мысль подхватил мажилисмен Жуматай АЛИЕВ, предложив снизить стоимость обучения в вузах. Но при этом проходной балл в переполненные университеты Астаны и Алматы, по его мнению, нужно поднять, чтобы разгрузить их.
Но министерство, по словам его главы, не будет вмешиваться в этот вопрос - критерии поступления абитуриентов вузы должны определять сами.
Мажилисмен Камал БУРХАНОВ попросил Аслана Саринжипова разъяснить его глубокую мысль о загадочных несуществующих специальностях, высказанную не так давно на заседании правительства. Профессура в регионах, по словам Бурханова, не поняла мысли министра и ждет истолкования.
- Казахстанским школьникам необходимо дать такие навыки, чтобы они могли самостоятельно учиться, искать информацию, работать в команде, принимать решения, иметь критическое мышление. Об этом я говорил, выступая в правительстве. Российские СМИ неправильно поняли, по-другому преподнесли, но на самом деле об этом говорят все развитые страны, - пояснил глава Минобра.
По его словам, через 15 лет технологии, скорее всего, очень сильно изменятся и появятся профессии, о которых мы еще не знаем.
- Тем более мы не знаем, какие требования будут предъявляться к этим специальностям. Поэтому наша задача как системы образования подготовить сегодняшнего ученика, который пошел в первый класс, к этой ситуации, чтобы он мог не только обеспечить себя и семью, но и мог конкурировать в глобальном плане с другими странами: Китаем, Россией и так далее, - подытожил Саринжипов.
Разъяснил он также и планы перехода страны на 12-летнее образование. Так, с 2015 года казахстанские школьники-выпускники начнут обучаться в 12-м классе на базе высших учебных заведений. Свободные места в вузах, по словам министра, будут, потому что сейчас наблюдается уменьшение количества учащихся как следствие демографического спада в 90-х годах. С 2015 года намечен также переход к сдаче ЕНТ в онлайн-режиме.
Аслан Саринжипов также сообщил, что совсем недавно подписал приказ об увеличении на один учебный час преподавания казахского языка в русскоязычных школах. Кроме того, сейчас 100 школ с русским языком обучения участвуют в эксперименте по преподаванию некоторых предметов на казахском языке. Такой опыт, по словам министра, возможно, будет распространен и на остальные школы. А в глобальных планах Минобрнауки сделать школы трехъязычными.
Ну и напоследок он выразил... радость от того, что стал министром. Комментируя вопрос о катастрофической нехватке детских садов, Аслан Бакенович неожиданно заявил:
- Я сам родитель, моей дочке три с половиной года. Мы стояли в очереди (в детский сад. - Л. Б.) три с половиной года. Но, слава богу, недавно этот вопрос решился. После того как меня назначили (министром. - Л. Б.), она место получила. От моей должности один плюс есть!
Саринжипов отметил, что проблема с детскими садами в стране стоит очень остро, поэтому ведомство планирует поднимать вопрос о строительстве этих учреждений с привлечением средств из республиканского бюджета.
Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана