НьюсМеркель
Мать Нургуль УТЕШОВОЙ Гульханым УТЕГУЛОВА.
Первый заместитель генерального прокурора, отвечая журналистам, едва не сотворил убийственную “сенсацию”
Уже почти месяц ничего неизвестно о судьбе 12 (или 10?) казахстанцев, то ли задержанных, то ли арестованных в конце октября в Объединенных Арабских Эмиратах. Генеральная прокуратура и МИД республики - госорганы, призванные по долгу службы не только владеть соответствующей информацией, но и предпринимать все возможные меры для возвращения наших граждан на родину, - демонстрируют удивительную беспомощность и инертность.
Напомним, в ночь на 30 октября неизвестные в масках ворвались в дом на окраине Дубая, где живет сестра одного из задержанных (см. “Дубай, наших отдавай!” “Время” от 12.11.2013 г.). Незваные гости изъяли компьютер, айпад, диски и вместе с этими “вещдоками” увезли в неизвестном направлении находившихся в доме мужчин - жителей Уральска, Атырау, Актау и Алматы. И это очень странно: ведь по законам ОАЭ правоохранительные органы этой страны вправе задерживать людей без объяснения причин лишь на 10 суток.
А между тем ситуация обрастает слухами и подробностями - столь же многочисленными, сколь невероятными.
В минувшую среду, 20 ноября, телеканал КТК со ссылкой на первого заместителя генерального прокурора Казахстана Иогана МЕРКЕЛЯ (на снимке) сообщил в вечерних новостях: наших соотечественников, задержанных в Дубае, обвиняют в убийстве, экономических преступлениях и создании организованной преступной группы!
Эту новость тут же подхватили другие СМИ. Что испытали, услышав об этом близкие удерживаемых в ОАЭ казахстанцев, можно только догадываться.
- Мы чуть с ума не сошли! - заново переживает в беседе с корреспондентом “Времени” взрыв эмоций от свалившейся на них новости Бердали УТЕШОВ, отец Куаныша УТЕШОВА, одного из задержанных в Дубае. - Да не только мы - сразу друзья стали звонить, родственники. Никто ничего не поймет... Как такое возможно: Куаныш поехал в Эмираты в первый раз, пробыл там меньше недели - и вдруг убийство, преступная группировка и прочие преступления?!
Утешов и другие близкие “арабских узников” стали обрывать телефоны внешнеполитического ведомства республики в Астане.
- Я дозвонился до департамента консульской службы Министерства иностранных дел, - продолжает рассказ Бердали Утешов. - Разговаривал с начальником управления Абдулманнапом КАРИБЕКОВЫМ. Он сказал, что журналисты что-то напутали: речь шла не о моем сыне и его товарищах.
Примерно то же самое сообщила нашему корреспонденту и сестра Асылбека ШУКРАНОВА Жулдыз:
- Я звонила в МИД, мне сразу сказали, что все это (что было в новостях КТК. - Авт.) не так. Кто-то там что-то напутал. В общем, каким-то другим казахстанцам были предъявлены обвинения, а не нашим ребятам. Про наших до сих пор ничего неизвестно.
А на следующий день, 21 ноября, на сайте Генеральной прокуратуры появилось сообщение, из которого следовало: первый замгенпрокурора имел в виду вовсе не то, что все подумали:
“...Поясняем, что И. Меркель, информируя журналистов о принимаемых Генеральной прокуратурой мерах по экстрадиции из ОАЭ ряда казахстанцев, имел в виду граждан Казахстана, находящихся в международном розыске по каналам Интерпола за совершенные в Казахстане преступления, которые в течение длительного времени скрываются от правосудия в Эмиратах. Однако это никак не связано с задержанием 29 октября т.г. властями ОАЭ других граждан Казахстана, ситуацию относительно которых И. Меркель не комментировал. Данное недоразумение стало возможным из-за некорректного вопроса журналистов об экстрадиции из Эмиратов именно этих 12 казахстанцев, которые под экстрадицию не подпадают, поскольку привлекаются к ответственности правоохранительными органами ОАЭ”.
Одним словом, крайними, как всегда, сделали журналистов. Вот дословный фрагмент брифинга г-на Меркеля, часть которого показал КТК:
Журналисты: По экстрадиции наших граждан в Эмиратах можете что-нибудь сказать?
Меркель: То, что касается Эмиратов, пока там положительные решения по экстрадиции не приняты ни по одному из 10 (выделено нами. - Ред.) находящихся там наших граждан.
- Обвинения какие? Выдвинули уже?
- Там разные обвинения. Есть убийства, есть экономические преступления, есть лидеры организованной преступности... разные там...
- Вы по Эмиратам говорили, которые 12 человек (задержанных. - Ред.), да?
- Нет, там 10 осталось. Уехали. (выделено нами. - Ред.).
- Как решается по ним вопрос?
- Предполагается, что будет визит одного из руководителей Генеральной прокуратуры в начале декабря.
- Туда, в Эмираты?
- Да.
- В Эмиратах наша спецслужба или эмиратовская проводит арест?
- Нет. Мы не можем командовать на территории чужой страны. Этим занимаются компетентные органы (ОАЭ. - Ред.). Мы включаемся только на этапе, когда они нам передают (арестованных. - Ред.), мы забираем и привозим.
Что ж, наши коллеги действительно не всегда точно формулировали вопросы. Но неужто г-н Меркель, опытный юрист, занимающий столь высокий и ответственный пост, не понимает: любые его публичные заявления должны звучать четко и недвусмысленно? Впрочем, приведенный фрагмент не оставляет сомнений в том, о чем и, главное, о ком идет речь: “Вы по Эмиратам говорили, которые 12 человек, да?” - “Нет, там 10 осталось. Уехали”.
Действительно, на днях в Уральск сумели вернуться двое взрослых (не считая детей) - супруга одного из задержанных в Дубае Нургуль УТЕШОВА с тремя малышами и ее мать Гульханым, ранее прилетевшая в Эмираты, чтобы помочь дочери.
Стоит отметить и другой момент: после растиражирования “сенсации от Меркеля” Утешовым звонили с просьбами уточнить информацию журналисты нескольких телеканалов и при этом извинялись за доставленную нервотрепку. А вот само надзорное ведомство (не в последнюю очередь из-за которого случилось это “недоразумение”) до таких “мелочей” не опустилось. В местной прокуратуре лишь сообщили, что им никаких следственных действий поручено не было.
- Ни в прокуратуре, ни в МИД никаких извинений никто не принес! - досадует Бердали Утешов. - То, что мы тут с ума сходили от переживаний - ну кого это беспокоит! Пусть наши родные, мои сын и зять, побыстрее вернутся домой - больше нам ничего не нужно...
Тем временем в казахстанском форин-офисе лишь разводят руками.
- Как мы уже ранее сообщали, нами был направлен официальный запрос в соответствующие государственные органы Арабских Эмиратов, - сообщил вчера “Времени” пресс-секретарь МИД Нуржан АЙТМАХАНОВ. - Но ответа пока не поступало, мы ждем... Больше мне добавить нечего.
Примерно то же самое 10 дней назад мы слышали от официального представителя министерства Жанболата УСЕНОВА.
ежду тем это уже не первый случай, когда сказанное Иоганом Меркелем позже либо опровергают, либо уточняет его родное ведомство.
В 2012 году Генпрокуратура заявила, что находившаяся тогда в международном розыске экс-глава статагентства Анар МЕШИМБАЕВА скрывается в ОАЭ. Иоган Меркель тогда сообщил: казахстанские власти уже направили арабам запрос о ее экстрадиции. Та история закончилась ничем. А в феврале этого года экс-руководителя статагентства все-таки задержали, но уже в Москве.
8 июня нынешнего года на утреннем брифинге г-н Меркель сообщил журналистам: супруга беглого олигарха Мухтара АБЛЯЗОВА Алма ШАЛАБАЕВА осуждена. А вечером того же дня Иоган Давыдович через официальный сайт Генеральной прокуратуры известил общественность: информация, распространенная СМИ со ссылкой на него, неверна (см. “Как унтер-офицерская вдова”, “Время” от 8.6.2013 г.).
Наконец не далее как две недели назад первый замгенпрокурора заявил: в Казахстане будет сокращена подсудность дел, рассматриваемых судами присяжных. Позже его слова опроверг в интервью агентству КазТАГ судья Верховного суда Адил КУРАКБАЕВ: “Он (И. Меркель. - Ред.), видимо, не заметил, что проект нового Уголовно-процессуального кодекса существенно, концептуально не меняет положение присяжных заседателей, вообще, принцип их участия в уголовном судопроизводстве”.
Злата УДОВИЧЕНКО, Уральск
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы
От редакции Так что же произошло с нашими соотечественниками в Дубае и почему казахстанские официальные лица не расставят точки над “i”? Надеемся, что МИД и Генпрокуратура в скором времени все же поделятся хоть какой-нибудь информацией и рассеют наконец повисший над этой скандальной историей туман.