Двадцать лет спустя
Министр по делам экономической интеграции Жанар АЙТЖАНОВА (на снимке) вчера на правительственном часе в мажилисе рассказала о том, как Казахстан приближает день своего вступления во Всемирную торговую организацию. Как выяснилось, параллельно с этим процессом наша страна решает проблемы в Таможенном союзе, из-за которых могут возникнуть нешуточные препятствия с экспортом отечественной продукции.
Мажилисмены вновь обеспокоились “телодвижениями” России. В частности, депутат Меруерт КАЗБЕКОВА встревожилась тем, что страна-сосед, официально став членом ВТО еще в прошлом году, ввела утилизационные сборы для импортных автомобилей, тем самым практически поставив крест на ввозе казахстанских машин на свой рынок. Весьма серьезно затронуты интересы и мировых производителей авто. Как подчеркнула Жанар Айтжанова, такие действия России противоречат нормам ВТО. И сейчас Астана ведет переговоры с Москвой об отмене утилизационного сбора на автомашины.
- Если договоренность не будет достигнута, Казахстан будет вынужден применять ответные меры в отношении импорта российских автомобилей на нашу территорию, - заявила Айтжанова. - Сейчас, насколько я знаю, идет диспут в рамках ВТО, который инициирован Евросоюзом и Японией, которые заинтересованы в расширении экспорта на территорию Таможенного союза. Если мы введем утилизационный сбор в таком виде, в каком он введен в РФ, у нас просто переговоры по вступлению в ВТО остановятся.
Министр подчеркнула, что казахстанские автомобильные предприятия нацелены на рынки России и Белоруссии. Сегодня отечественный автопром выпускает 19 тысяч автомобилей. Для сравнения: когда Таможенный союз только зарождался, в Казахстане собирали лишь порядка тысячи автомобилей.
Присутствовавший на правчасе первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт РАУ в свою очередь отметил, что автовладельцев могут заставить утилизировать железных коней, если не пройден техосмотр. По его словам, в Казахстане сегодня в эксплуатации находится 3,5 миллиона легковушек, из них 2 миллиона - старше 18 лет.
- Через 5 лет этих машин будет уже порядка 2,5 миллиона. Это все последствия того, что у нас была либерализация ввоза бэушных машин. И поэтому в любом случае мы стоим перед проблемой их последующей эксплуатации, - отметил Рау.
Между тем Жанар Айтжанова сообщила, что Казахстан после вступления в ВТО сохранит действующие экспортные пошлины на товары. А на нефть и нефтепродукты они, возможно, будут повышены. По ее информации, экспортные пошлины применяются по 206 товарам.
- До сих пор продолжаются переговоры, мы находимся на финальной стадии именно с Евросоюзом по закреплению максимальных уровней экспортных таможенных пошлин, которые Казахстан может применять после вступления в ВТО, - уточнила Айтжанова.
Кроме того, продолжила она, вхождение республики во Всемирную торговую организацию будет способствовать улучшению качества телекоммуникационных и финансовых услуг, а также снижению их стоимости. А по истечении двух с половиной лет с момента присоединения Казахстана к ВТО будет снято около половины всех ограничений на присутствие иностранного капитала в телекоммуникационных компаниях Казахстана. Министр также сообщила, что через пять лет после вступления в ВТО в Казахстане разрешат иностранным банкам и организациям открывать свои “прямые” филиалы. В свою очередь Казахстан, чтобы обеспечить стабильность собственного финансового рынка, установил обязательные условия для зарубежных компаний. Это касается, в частности, минимальных размеров активов родительских банков и страховых организаций, а также размеров депозитов населения.
В кулуарах мажилиса Жанар Айтжанова сообщила журналистам, что Казахстан начнет оформлять технические документы по вступлению в ВТО в первом полугодии 2014 года. Но сначала необходимо завершить переговоры по субсидированию сельскохозяйственной отрасли. Напомним: Казахстан начал переговоры о вхождении в ВТО в 1993 году.
Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана