13341

Приключения электроники

Вице-министр образования и науки утверждает: стоимость программы e-learning завышена, и работает она из рук вон плохо

Весьма неожиданную новость сообщил вчера на заседании правительства министр образования и науки Аслан САРИНЖИПОВ: сразу два его заместителя - Мурат ОРЫНХАНОВ и Мурат АБЕНОВ - написали заявления об уходе по собственному желанию. Какие могут быть сомнения, что увольнение двух чиновников произошло не без ведома нового главы ведомства Аслана САРИНЖИПОВА, который, несмотря на указание президента, предпочитает работать со своей командой, а не с наследством предшественника! Однако есть версия, что изменения в руководстве министерства могут быть связаны  и со свежим скандалом вокруг системы электронного обучения e-learning, претензии к воплощению которой не так давно предъявляли депутаты мажилиса. На разработку и запуск программы уже потрачено более 20 миллиардов тенге, но работает она далеко не во всех школах. Именно Мурату Абенову было поручено разобраться, почему новые технологии приживаются в сфере образования с большим трудом.

Впервые о внедрении системы e-learning заговорили в 2011 году - тогда в рамках пилотного проекта началось подключение школ к единому образовательному порталу, что должно было существенно облегчить жизнь учителей, школьников и их родителей. По сути, это электронный классный журнал, куда вносятся оценки и где формируются все отчеты, а также онлайн-библиотека с семью тысячами учебных пособий. Поначалу все - особенно родители - были очень довольны: за успеваемостью детей теперь можно будет следить в режиме онлайн и даже получать SMS с оценками своего чада. Однако вскоре из нескольких областей посыпались жалобы на постоянные перебои в системе, и в МОН создали рабочую группу, призванную оценить приживаемость e-learning без малого в шести сотнях казах­станских школ. Возглавил группу вице-министр Абенов.
- Я сам преподавал в школе информатику и понимаю, как должна работать система, - рассказал нашему корреспонденту пока еще вице-министр (сейчас Мурат Абенов официально в отпуске). - Мы выехали в регионы - и выяснилось, что в самых разных школах страны абсолютно одинаковые проблемы. Программы “зависают”, не дают загрузить ни одно учебное пособие. Мы были в Восточном и Южном Казахстане, я сам на своей малой родине - в Кызылорде - сходил в ту школу, которую заканчивал. Кроме того, по возвращении в Астану заглянул в ближайшую школу: представьте, даже в столице не удалось загрузить учебник! Я вызвал специалиста акционерного общества “Национальные информационные технологии” - главного подрядчика e-learning. И что вы думаете? Эффект был тот же: учебник так и не открылся!
Свои наблюдения “продвинутый” вице-министр подробно описал на личной страничке в Facebook и даже выложил видео с неудавшимися попытками скачать хотя бы одно учебное пособие. Добиться желаемого удалось лишь однажды - в Восточном Казахстане, в остальных регионах цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) так и остались вне зоны доступа. Выяснилось также: ни к одному учебному пособию нет методического описания - учителям приходится скачивать их вслепую. Помимо обычных технических неполадок Абенов обнаружил странности и в оформлении документов. 

- Выяснилось, что у проекта нет технико-экономического обоснования! - возмущается Абенов. - Уже сейчас освоено больше 15 миллиардов тенге, еще 15 миллиардов выделено на этот год, но до сих пор документально не обосновано, на что идут эти деньги. Мы начали тщательнее проверять расходы за три последних года, и стало очевидно: оборудование для школ закупается по завышенным ценам, есть ряд статей, которые вызывают вопросы. Например, у МОН есть договоренность с Microsoft о покупке программного обеспечения со скидками, но в итоге ПО поставляли по рыночным ценам. Другой пример: за несколько сотен миллионов тенге приобрели антивирусы - из расчета 200 штук на каждую школу, хотя в среднем у нас менее 100 компьютеров на каждое учебное заведение. А в этом году заложены еще сотни миллионов тенге на обновление антивирусов! До сих пор непонятно, куда в итоге пошли эти программы, на какой технике они установлены, сколько из них действительно активировали. Мы просили список школ, где антивирусы работают, нам его так и не предоставили. Между тем деньги уже потрачены. При этом в одной из школ антивирус запретил нам зайти на сайт национальной библиотеки - зато на не рекомендованные детям порталы пускал без проблем!
Рабочей группе, в которую вошли и независимые эксперты, предстояло решить: стоит ли продолжать этот “мутный” проект? Ведь в нынешнем году к системе e-learning планировалось подключить еще более 570 учебных заведений, на что из казны выделили 15 миллиардов тенге (100 миллионов долларов). Выяснилось: хотя позади уже первая четверть учебного года, умная программа заработала только в 40 школах из запланированных 578.
- Пока в школы и колледжи только завезли оборудование, - говорит Мурат Абенов. - Оно так и стоит в коробках. При этом на монтаж техники и запуск сети требуется не меньше месяца. Наша рабочая группа пришла к выводу: сроки завершения запланированных работ будут сорваны - до 25 декабря просто не успеют. Поэтому мы решили отложить выплату АО “НИТ” 10 миллиардов тенге. Я считаю: принимать систему, вызывающую массу нареканий и не работающую в нормальном режиме, почти преступление! Больше всего меня беспокоит, что акты выполненных работ подписывают директора школ и другие ответственные лица. Они полностью доверяются поставщику, даже не зная, что за оборудование им поставили, работает ли система, хватает ли скорости Интернета. Рады тому, что дают “левую” технику. А ведь потом придет проверка, найдут нарушения, и человек понесет ответственность...
О том, что в МОН недовольны работой e-learning, прекрасно знают разработчики этой системы - АО “НИТ”. По странному стечению обстоятельств именно вчера, едва появилась новость об увольнении вице-министра Абенова, председатель правления этой компании Руслан ЕНСЕБАЕВ (на снимке) лично убеждал группу алматинских блогеров: система электронного обу­чения работает прекрасно. Это мероприятие проходило в школе №17, куда попали и корреспонденты “Времени”.
В отдельно взятом учебном заведении программы открывались по первому щелчку мышкой, директор школы Андрей АБРАМЕНКО с гордостью объяснял: из 58 учителей несвоевременно заполняют электронные журналы лишь пятеро. А школьницы, специально вызванные с каникул, не скупились на хвалебные отзывы об уроках истории, где вовсю используются интерактивные нововведения. Блогеры, многие из которых сами еще совсем недавно сидели за партами, “не отходя от кассы”, строчили восторженные посты в Twitter и Facebook, при этом почти не задавали вопросов. Для самого старшего из них - известного интернет-активиста Константина ГОРОЖАНКИНА - стало большим сюрпризом, что теперь оценки своего ребенка он сможет получать и на электронную почту, и в виде SMS. Впрочем, Руслана Енсебаева все-таки спросили, что он думает о претензиях Мурата Абенова и его комиссии.
- У нас есть статистика использования системы, - заявил руководитель АО “НИТ”, открывая на экране графики. - Например, бывает, что в системе одновременно находятся 10 тысяч пользователей. Системой активно пользуются, база данных приложений успешно справляется. Конечно, бывают пиковые нагрузки, но оборудование работает нормально. По каждому комментарию вице-министра мы готовы ответить. Например, он говорил о том, что ЦОРы не загружаются. Мы постоянно работаем над совершенствованием системы. И как раз тогда, когда он пытался загрузить ЦОР, был запущен механизм кэширования объекта. В каждой школе есть локальный сервис, куда загружается контент, и в дальнейшем им можно пользоваться без подключения к Интернету. Если этот контент не использовали в течение месяца, он затирается, чтобы не переполнялось дисковое пространство. И так получилось, что когда он (Абенов. - М. К.) пытался загрузить ЦОР, мы запустили механизм настроек и где-то их недонастроили в этой школе. Нас же не предупреждают, кто куда ходит. В Шымкенте, насколько я знаю, он вводил адрес национальной библиотеки, но там надо было обязательно вводить www перед доменным именем, а он этого не сделал. То есть у него непроверенные данные.
Прокомментировал Руслан Енсебаев и заявление вице-министра о вероятном срыве сроков завершения проекта:
- У нас не предусмотрено договором, что мы должны подключить все школы до 1 сентября. И он (Абенов. - М. К.) этот договор тоже видел, не знаю, зачем он это говорит. У нас завершился процесс поставки, техника стоит. Но мы ее не будем ставить, пока не развернем структурированную кабельную сеть - после этого мы подключим компьютеры.
Словом, все как в народной присказке про Ивана, кивающего на Петра. Кто прав и виноват, знают только учителя и ученики, уже использующие программу электронного обу­чения. Открытым остается еще один вопрос: могли ли Мурата Абенова уволить за его критику новых технологий? Сам вице-министр отвечает на этот вопрос просто: пока он не уволен, а находится в отпуске.

Антивирус блокирует и вредные  сайты, и невредные тоже.

Алматинские блогеры, не имеющие никакого отношения к электронному обучению, остались довольны работой системы.

Программа e-learning: вы уверены, что хотите продолжить?

Разработчики уверяют, что система работает исправно.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира Заикина, Лэйлы БАСАРОВОЙ и Владимира Третьякова, Алматы

Поделиться
Класснуть