10339

Заложники налогов

Как стоящие у руля “объехали” сидящих за баранкой

На этой неделе нижняя палата парламента одобрила-таки скандальный законопроект, касающийся изменения налоговых ставок на имущество граждан, включая автомобили. Напомним, этому предшествовали жаркие баталии правительственных чиновников c депутатами: должны ли владельцы старых колымаг и новых элитных внедорожников платить одинаково? Депутатская фракция “Нур Отана” выступила категорически против того, чтобы начинать увеличение налоговой нагрузки с автомобилей с двигателем более 3 литров (за что, кстати, позже заслужила похвалу из уст президента на недавнем партийном съезде), а правительство взяло под козырек (см. “Депутат Тиникеев - министру Досаеву: Не работаете ни фига!..”, “Спикер Нигматулин - министру Досаеву: Не усложняй!”, “Время” от 14.9. и 5.10.2013 г.). Однако в итоге мажилис одобрил компромиссный вариант: роскошью все-таки будут считаться трехлитровые железные кони. На устах у наблюдавших за этим “автородео” как минимум два вопроса: за что боролись и кому партия не указ?

Первым о новых налоговых ставках сообщил один из немногих народных избранников, умеющих пользоваться социальными сетями, мажилисмен Мухтар ТИНИКЕЕВ (на снимке). Цифры из законопроекта он разместил на своей страничке в Фейс­буке (см. “Из досье”), чем вызвал шквал нелицеприятных отзывов пользователей. Сам Мухтар Бакирович хоть и против “доения” народа, все же вынужден разоружиться перед партией.
- Я вообще хотел бы, чтобы не было повышения налогов, а какие-то увеличения учитывались в акцизах, - заявил депутат от “Нур Отана” в телефонном разговоре с корреспондентом “Времени”. - Но меня не послушали. Раз было принято такое решение фракцией (голосовать за законопроект. - М. К.), я ему подчинился. Но, я думаю, ситуация еще поменяется. Потому что, если одинаковые налоги за новую машину и старую, это неправильно.
Однако вскоре выяснилось: новые налоги будут применены только к автомобилям, завезенным в Казахстан или произведенным в нашей стране пос­ле 31 декабря 2013 года. Этот весьма важный момент разъ­яснил нашим читателям другой депутат от партии власти Серик ОСПАНОВ (на снимке).
- Налоги повышаются на автомобили объемом двигателя от трех литров и более, которые будут куплены уже в новом 2014 году, с 1 января, - говорит народный избранник. - Автомобили, уже находящиеся в Казахстане, будут облагаться налогами по старой системе. То есть ставки не изменятся ни для малолитражек, ни для больших двигателей - от 3 до 5 литров и выше. Налоги останутся прежними даже в том случае, если такая машина поменяет владельца, то есть при ее перепродаже ставка не изменится. Я считаю, это справедливо. За это мы и боролись. В законопроекте сейчас две таблицы расчетов: старая, касающаяся всех автомобилей, уже зарегистрированных в Казахстане, и новая, относящаяся к тем машинам, которые будут завезены или произведены в нашей стране с 1 января 2014 года. Покупая новые автомобили, люди уже будут знать, какой налог им придется платить.
Так или иначе, не приходится сомневаться в одном: это знание умножит скорбь подавляющего большинства автовладельцев. Новые налоговые ставки ударят не только по “трехлитровым”. Ведь уже в следующем году любой из нас трижды подумает, покупать новые колеса или добивать недобитые. А старое “железо” отнюдь не улучшает экологию, за что так ратуют с трибун наши чиновники, да и снижению аварийности, мягко говоря, не способствует. Значит, полицейская статистика смертности в ДТП все больше будет напоминать фронтовые сводки. Ну и вряд ли будет развиваться такими темпами, как хотят наверху, отечественный автопром. Не работать же ему на склад... За это ли воевали избранники народа от партии власти? Впрочем, мажилис - нижняя палата. Остается ждать, что скажут их “соседи” - сенаторы.

Из досье

По данным М. Тиникеева, с 1 января 2014 года для физических лиц ставки ежегодного налогообложения автомобилей, ввезенных или произведенных в Казахстане, могут быть такими:
с двигателем от 3 до 3,2 лит­ра - 35 месячных расчетных показателей (МРП),
-от 3,2 до 3,5 л - 46 МРП,
-3,5 до 4 литра - 66 МРП,
-от 4 до 5 литров - 130 МРП,
-от 5 литров и более - 200 МРП.
В 2013 году 1 МРП составляет 1731 тенге. Каким будет этот показатель в 2014 году, пока точно неизвестно. Прогнозная цифра правительства - 1852 тенге.

Комментарий в тему

Досым САТПАЕВ, политолог
- Важно понять, почему в последнее время правительство так активно лоббирует повышение налогов, причем не только автотранспортных. Все очень просто. Бюджет страны испытывает довольно серьезный дефицит. Это связано с тем, что несколько лет назад было принято принципиальное решение формировать бюджет только за счет налогооблагаемой базы.
То есть основной доход идет с того, что платят люди и компании, а прибыль от продажи сырья уходит в Национальный фонд. Правительству была дана четкая установка - государство должно жить за счет налогов, а не продажи энергоресурсов. Но! Дело в том, что налоговая база в Казахстане очень и очень аморфная.
С одной стороны, есть огромный теневой рынок, где крутится большое количество наличных средств. И в этом активную роль играют чиновники, потому что коррупционный рынок - часть теневого. С другой стороны, в развитых странах основной налогоплательщик - малый и средний бизнес, тот самый средний класс. У нас эта прослойка не растет, а напротив, уменьшается. Сейчас лишь процентов 15-20 казахстанцев с большой натяжкой можно назвать средним классом. При этом значительная часть граждан налогов не платит вообще. Люди даже не делают пенсионных отчислений. В итоге мы имеем два разных Казахстана. Один - в головах чиновников: там живут честные налогоплательщики, формируются бюджеты, исполняются госпрограммы. А есть вторая страна - реальная, где люди и не думают о налогах и каких-то платежах. И это не их вина - в этом виновато государство, долгие годы проводившее странную экономическую политику, а сейчас еще и демонстрирующее неэффективное использование бюджетных средств.
Хотя, если честно, нет уверенности, что изменение налогов все-таки произойдет. Наши депутаты, как известно, любят громко покричать, но это не означает, что они будут до конца отстаивать свою позицию. По наиболее громким, резонансным законопроектам последнее слово всегда остается за главой государства. Вот и сейчас народные избранники - как бы театрально они ни возмущались - одобрят тот вариант, который выберут в Акорде. Если сейчас президент скажет, что нужно вносить изменения, депутаты, как флюгеры, тут же повернутся в другую сторону.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Только факты

- По данным комитета дорожной полиции МВД, в январе-сентябре этого года в Казахстане было зарегистрировано 15397 дорожно-транспортных происшествий, что на 58,7 процента больше, чем в аналогичном периоде 2012 года (9 704 аварии). В результате этих ДТП погибли 2138 человек (против 2029 соответственно), ранено - 19964 (11951).
- На 1 сентября 2013 года в Казахстане было зарегистрировано 3667582 легковых автомобиля, в том числе объемом двигателя от 3 до 4 литров - 101 621 машина, свыше 4 литров - 57 811 легковушек.

Поделиться
Класснуть