Обитатели СИ-18 - министру внутренних дел и генпрокурору: Уберите отсюда финпол!
Пластиковый купол следственного изолятора создает для заключенных парниковый эффект.
Более 40 подсудимых, ожидающих в стенах следственного изолятора № 18 департамента УИС по Алматы и Алматинской области приговора суда по так называемому “хоргосскому делу”, подписались под открытым письмом, адресованным министру внутренних дел Калмуханбету КАСЫМОВУ (на левом снимке), генеральному прокурору Асхату ДАУЛБАЕВУ (на правом снимке) и директору Центра мониторинга прав человека Ардак ЖАНАБИЛОВОЙ. Сидельцы просят дать ответ: почему в корпусе, где они находятся, круглые сутки вместе с конвоирами ДУИС, входящего в структуру МВД, дежурят... сотрудники финансовой полиции?
- Самое главное нарушение - присутствие сотрудников финансовой полиции в следственном изоляторе, где проходит судебный процесс, - говорит Ардак Жанабилова (на снимке). - Надзор за заключенными - компетенция сотрудников КУИС: ни один представитель любого другого силового ведомства не имеет никакого права надзирать за фигурантами уголовного дела, следственно-арестованными и осужденными. Спрашивается: на каком основании в СИЗО круглосуточно дежурят финполовцы и что они там вообще потеряли? Мы не раз слышали из уст свидетелей по этому делу, что некоторые сотрудники финансовой полиции обрабатывают их перед выступлением в суде. Все эти факты требуют серьезной проверки: когда следствие началось, мы поднимали вопрос о присутствии финпола в СИЗО. Тогда нам обещали, что их выведут, когда закончится расследование. Уже суд завершается, а борцы с коррупцией, оказывается, даже не думают покидать стены СИЗО!
По словам Ардак Жанабиловой, в своем письме подсудимые жалуются, в частности, на несоблюдение их права на ежедневные прогулки.
- Заключенные имеют право не менее часа гулять на свежем воздухе в специальном внутреннем дворе СИЗО, - продолжает г-жа Жанабилова. - Но в СИ-18 крыша прогулочного дворика наглухо закрыта пластиком, который используется для теплиц, из-за чего там возникает парниковый эффект. У многих сидельцев ухудшается здоровье. Люди годами не видят в этом СИЗО солнечного света. Такие условия содержания противоречат международным стандартам, это требует незамедлительного вмешательства прокуратуры.
Кроме того, говорит правозащитник, подсудимые в своем письме пожаловались на сотрудников администрации, которые отказывают им в законном праве на конфиденциальные встречи с адвокатами и защитниками.
- Здесь уже нарушено право на защиту, - заявляет Ардак Сарыбаевна. - Суд должен предусмотреть все возможности для таких встреч, а в комнатах свиданий СИ-18, который помпезно презентовали как соответствующее лучшим международным стандартам заведение, стоят... решетки! Для сравнения: в СИ-1 в комнатах свиданий таких решеток нет, и ни один адвокат или заключенный не писал жалоб, что им не дают конфиденциальных встреч. В общем, у меня много вопросов к руководству КУИС, и я сейчас готовлю письма в МВД и Генпрокуратуру с комментариями и разъяснениями законодательства и требований международных норм. Надзорный орган должен проверить все факты и в случае подтверждения доводов авторов письма устранить их в кратчайшие сроки. Если вина подсудимых будет доказана судом - пусть отбывают наказание. Но никому не дано нарушать их гражданские права человека. Такая норма заложена в Конституции Казахстана, и все силовики - в погонах или без - просто обязаны ее соблюдать.
Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира Заикина, Алматы
Из письма подсудимых министру Касымову, генпрокурору Даулбаеву
и правозащитнику Жанабиловой:
“Просим официально сообщить, на каком основании в корпусе, где содержатся подсудимые по “хоргосскому делу”, круглосуточно на каждом этаже дежурят сотрудники финансовой полиции. Ведь обеспечение содержания лиц под стражей входит исключительно в компетенцию КУИС МВД РК...
...Кроме того, из разных источников, в том числе из АБЭКП, нам поступает информация о планируемых финполом провокациях путем подброса наркотиков либо документов, направленных против основ конституционного строя и безопасности государства. Официально уведомляем, что мы не употребляем наркотических средств и готовы сдать необходимые анализы. Также никто из нас не состоит в рядах запрещенных политических партий, религиозных и оппозиционных организаций, не имеет и не хранит у себя и родственников никаких документов антиконституционной направленности и не проповедует нетрадиционный ислам...
Подсудимые Т. КАЙРБАЕВ, Б. ОТАРБАЕВ, Т. ЖАКАЕВ, И. АБДРАХМАНОВ, Б. КУРМАНАЛИЕВ, К. АРТЫКБАЕВ, Е. БАЛАБЕКОВ, В. МАЙЕР, Н. БУЛЕГЕНОВ, А. АБАЕВ, А. АППАРОВ, М. УМБЕТКАЛИЕВ, Б. СОНАБАЕВ, Г. БАЛГИМБАЕВ, Р. НУРГАЗИЕВ, А. ЕРГОЖАЕВ, М. ОСПАНОВ, М. ВОЙТОВИЧ, М. САДЫБЕКОВ, С. ДАВУТОВ, В. КАИРБАЕВ, Ж. СЕРАЛИЕВ, Н. БЕЛИБАЕВ, Т. АТАБАЕВ, М. КАЖЫБАЕВ, М. БАЙМУРЗИН, А. ЖУМАБЕКОВ, Н. САРЫМБЕТОВ, Р. СЫДЫКОВ, Н. МУРАТБЕКОВ, Т. КАРЫМБАЕВ, Е. НУРПЕЙСОВ, Р. ЖАНБОТАЕВ, Д. КИМ, К. МУЛКУБАЕВ, Б. ЖАКЫПБЕКОВ, Т. КАРЛЫБАЕВ, А. ТАШПАЕВ, А. КАЛИАСКАРОВ, М. САБИТОВ, Б. ДАУТБЕКОВ, Ш. СЕЙДАЛИЕВ”.
25.09.2013