4927

Бикфордов тур

Туманная ситуация вокруг запрета иностранных чартеров грозит непредсказуемыми последствиями
На днях в Комитете индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий (МИНТ) заявили: нашумевший запрет чартерных рейсов для иностранных авиакомпаний может быть перенесен с 21 июля на 1 октября 2013 года. Однако, как выяснилось, сказать - гораздо сложнее, чем сделать.
Напомним, недавно парламент принял поправки в Закон “Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации”, согласно которым с 21 июля 2013 года в Казахстане запрещены чартерные рейсы зарубежных перевозчиков (см. “Не сдюжим мы берег турецкий?”, “Время” от 17.7.2013 г.).
На следующий после выхода нашей публикации день на официальном сайте Комитета индустрии туризма появилось сообщение (цитируем дословно): “Недавние изменения в Закон “Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации”, запрещающие чартерные перевозки иностранными компаниями, вызвали волну негодований со стороны туроператоров и волнений среди туристов, уже купивших свои путевки. Данные изменения были инициированы Комитетом гражданской авиации (КГА), ответственным за выдачу разрешений чартерным компаниям. По этому поводу нами был инициирован ряд встреч и совещаний с представителями КГА, Казахстанской туристской ассоциации, представителями тур­операторов и других заинтересованных структур. На одном из таких совещаний, прошедшем вчера под председательством вице-премьера, главы Мининдустрии Асета ИСЕКЕШЕВА, КГА было дано поручение рассмотреть возможность продления вступления в силу данных поправок, исходя из сложившейся ситуации и специфики туристского рынка, когда большинство путевок, включая места на чартерные рейсы, были выкуплены задолго до начала летнего сезона. Благодаря совместным усилиям Комитета индустрии туризма и Казах­станской туристской ассоциации удалось добиться понимания со стороны КГА, которые на сегодняшний день готовы продлить срок вступления изменений до 1 октября 2013 г.” (выделено нами. - Ред.).
Многие наши коллеги тут же поспешили растиражировать новость: запрет уже перенесен на 1 октября. Однако в пресс-службе Минтранскома нам заявили: окончательное и официальное решение еще не принято.
Никто, кроме парламента, не может изменить дату введения закона в действие, - комментирует ситуацию известный юрист Виталий ВОРОНОВ (на снимке). - Причем сделать это можно только другим законом, который также принимается парламентом и подписывается президентом. Других легитимных путей нет: уже принятый и подписанный главой государства закон не могут корректировать ни министерство, ни премьер-министр.

Парламент сейчас на каникулах до сентября. А значит, если действовать строго по закону, чартеры должны быть запрещены уже с грядущего воскресенья - 21 июля. Между тем положение закона, вводящее этот пресловутый запрет, написано довольно двусмысленно: “Не допускается выполнение граж­данскими воздушными судами иностранных эксплуатантов международных нерегулярных (разовых) полетов, связанных с коммерчес­кой воздушной перевозкой, формируемой на территории РК, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Казахстан или разрешениями, выдаваемыми уполномоченным органом в сфере гражданской авиа­ции.”

- Обратите внимание на два исключения из общего правила, содержащиеся в этой норме, - говорит Виталий Воронов. - “...если иное не предусмотрено международными договорами РК...” и “...или разрешениями, выдаваемыми уполномоченным органом в сфере гражданской авиации...”. Вполне вероятно, что чиновники найдут такой выход: КГА в своих разрешениях сам установит срок запрета чартерных рейсов - 1 октября 2013 года. А вообще-то до принятия этого закона его проект должен был пройти согласование во всех заинтересованных органах: он просто не мог попасть в парламент без положительного заключения правительства. То есть - исполнительных органов. А основное предназначение правительства и этих органов - исполнять принятые парламентом и подписанные президентом законы.
Выслушав Виталия Ивановича, наш корреспондент решил проверить, прошел ли законопроект необходимые согласования. К примеру, согласно Закону “О частном предпринимательстве”, исполнительные органы должны “предоставить законопроект, затрагивающий интересы субъектов частного предпринимательства, в их аккредитованные объединения”. И не просто “для сведения”, а для получения экспертного заключения! Однако, как нам сообщили в Казахстанской туристской ассоциации (КТА, официально аккредитованном объединении туроператоров), они проекта этого закона в глаза не видели. Выходит, депутаты рассмотрели и приняли его втихую - не посоветовавшись с организацией, которую он напрямую затрагивает?
Но и это еще не все. Тот же Закон “О частном предпринимательстве” предписывает устанавливать сроки введения в действие законов, затрагивающих интересы бизнеса, так, чтобы предприниматели успели перестроиться под новые правила игры. Но если запрет на чартеры вступит в силу 21 июля, турбизнесу будет нанесен непоправимый ущерб - а это 5 тысяч юридических лиц! В КТА убеждены: наделавший столько шума Закон “Об использовании воздушного пространства...” принят с нарушением как минимум двух пунктов другого закона. Обо всем этом ассоциация уже написала в письмах премьер-министру Серику АХМЕТОВУ.
Кстати, если туркам небо будет закрыто, то полностью взять перевозку туристов на себя казах­станские авиакомпании не смогут. В том же письме КТА премьеру утверждается: на заседании в правительстве представители двух перевозчиков - “Эйр Астаны” и “Инвест Авиа” из-за технической невозможности отказались от выполнения дополнительных рейсов, компания “Скат” готова взять на себя только половину запланированных рейсов, а Luk Aero очень хочет поучаствовать в дележке чартерного пирога, но обладает только одним воздушным судном...
Сейчас мы находимся в режиме ожидания, - говорит президент КТА Рашида ШАЙКЕНОВА (на снимке). - Два последних дня я провела в Астане - сначала на совещании у вице-премьера Асета Исекешева, потом встречалась с командой юрис­тов из канцелярии премьера. Были озвучены позиция Министерства индустрии и новых технологий и мнение вице-премьера о том, что социальные последствия изменения в закон, к сожалению, не были продуманы. Мы получили обещание: правительство все сделает для того, чтобы дать возможность участникам рынка “долетать”. Однако официального решения еще нет. Нам было сказано, что оно будет принято в понедельник, 22 июля. А поправки-то вступают в силу уже 21-го!
- В интервью нашей газете заместитель председателя КГА Серик МУХТЫБАЕВ утверждал: все договоры на чартеры, заключенные до вступления в силу нового закона, останутся в силе.
- Дело в том, что КГА дает разрешение на полет чартеров сроком на один месяц. И они истекают уже к 1 августа. Мы в целом позитивно относимся к этому закону: надоело сидеть на пороховой бочке и ждать - а вдруг завтра там у иностранцев “грохнется” очередная авиакомпания? Да, развивать нашу авиацию надо. Поэтому те деньги, которые мы отдаем турецким авиакомпаниям, готовы оставлять нашим. Но только после того, как, во-первых, нам дадут время перестроить бизнес, и, во-вторых, когда мы увидим адекватные шаги со стороны авиа­компаний: когда у них будут хорошие борта и когда они серьезно начнут улучшать сервис.
Большинство наших авиакомпаний нам честно сказали: им нужно время, чтобы подготовиться к изменениям на рынке. И это дело не десяти дней, и даже не месяца. Дай бог, чтобы они к зиме что-то успели сделать...
- Как рынок реагирует на новый закон?
- Туристы обеспокоены, и это понятно. Кое-кто уже стал отменять поездки - пока не в массовом порядке. Но звонков от людей - огромное количество. Я уже не говорю о потенциальных потерях прибылей, которые “светят” субъектам турбизнеса...
- В правительстве думают над тем, чтобы, не дожидаясь парламента, перенести запрет на 1 октября. Вас устроит эта дата?
- Это будет половинчатое решение. Потому что у нас последний чартерный рейс в сезоне заказан на 25 октября. Нас устроил бы более поздний срок - до 1 ноября.
Словом, ситуацию, сложившуюся вокруг запретов иностранных чартеров, можно коротко описать так: ясно, что ничего не ясно. Визит турецкой делегации во главе с министром культуры и туризма Омером ЧЕЛИКОМ ясности не добавил.
- Каковы итоги встречи вашего министра с казахстанскими коллегами? Какие решения приняты? - поинтересовались мы у пресс-аташе отдела культуры и информации посольства этой страны в РК Нильгюн КЫЛЫЧАРСЛАН.
- На встрече турецкая делегация огласила свою позицию: если новый закон вступит в силу 21 июля, то обеим странам будет нанесен немалый ущерб. Наша делегация предложила не вводить запрет на чартерные перевозки до конца туристического сезона, так как очень много рейсов уже продано. Мы ждем официального ответа казах­станской стороны.

Виктор БУРДИН, Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

20.07.2013

Поделиться
Класснуть