4392

Поехала на три буквы

Чтобы понять, как именно нас разводят на СТО, я решила провести небольшой эксперимент и объехала несколько мастерских. Оказалось, что честного механика найти можно, но сложно.

- Сейчас в Алматы порядка пятисот СТО, в основном среднего и низкого уровня, - говорит председатель республиканской правозащитной ассоциации автосервиса “Калкан” Василий СМИРНОВ (на снимке), который попытался рассказать, на что нужно обращать внимание автомобилистам. - Конечно, никто не скажет, какое количество из них работает честно. Поэтому людям приходится действовать методом проб и ошибок.
Смирнов уверяет, что в деле выбора СТО важна каждая мелочь. Для начала можно просто обзвонить несколько станций и по разговору понять, стоит ли туда ехать. Грубость или намек на некомпетентность должны отпугнуть клиента. На самой станции должен быть порядок: никаких масляных пятен и разбросанных как попало вещей и деталей. В первую очередь любой мастер выслушает жалобы клиента и проведет диагностику. После этого по правилам владельцу машины выдадут дефектную ведомость, в которой будут указаны все неполадки. Однако у нас этого практически никто не делает.
- Вы обязательно должны знать человека, который ответственен за вашу машину, - продолжает Смирнов. - Потому что бывает, что за некачественный ремонт спросить не с кого. Ведь есть СТО, на которых большой штат сотрудников. Еще не мешало бы выяснить, кто хозяин мастерской. Очень многие сейчас арендуют помещения. Механики, которые в них работают, могут в любой момент исчезнуть. Такие ребята любят погонять на клиентских машинах, иногда даже разбивают их. Мастера, которые пытаются “пригрузить” клиента, как правило, говорят много непонятных слов. И еще: чем больше количество дефектов, тем выше вероятность развода.
Смирнов надеется, что вскоре появится черный список механиков и СТО.  Это на руку всем добросовестным мастерским. Однако его коллеги не торопятся объединяться и сливать информацию о проблемных сотрудниках. Так что автомобилистам приходится надеяться на удачу и честность мастеров. Чтобы проверить, часто ли разводят клиентов, я провела небольшой эксперимент. Для начала прошла диагностику на надежном СТО. После тщательного осмотра механик определил, что никаких дефектов нет и мой автомобиль в ремонте не нуждается.
Для чистоты эксперимента я решила действовать наобум, заезжая на станции, которые просто попадутся по пути. Для достоверности придумала легенду: собираюсь поехать на своей машине в Астану и, чтобы не встать посреди дороги, хочу проверить, в каком состоянии автомобиль.

Первой на пути оказалась небольшая станция, оборудованная на месте то ли гаража, то ли подсобки. Тесная “коробка” с ямой, рассчитанная на одну машину. Кругом шины и всевозможные инструменты, места - минимум. Хозяин всего этого оказался весьма общительным, что мне в данной ситуации было на руку. Сначала он загнал в яму своего ученика и заставил его проверять мою машину. А сам тем временем “окучивал” клиентку.
- Я уже 12 лет в этой профессии: работал и в крупных сервисных центрах, и на больших СТО, - заливал он. - Теперь вот сам себе хозяин. Арендую этот бокс. Клиентов - навалом. Видели, на улице очередь из машин. Ко мне за неделю записываются, я ведь за любой ремонт берусь - опыт.
Мужчина успевал все: рассказывал о своем профессионализме, попутно делал мне комплименты, видимо, рассчитывая окончательно растопить сердце случайной клиентки, и давал ц/у своему ученику. Наконец подмастерье закончил.
- Все нормально? - парень лишь кивнул мне в ответ.
- Нормально, но не совсем, - с этими словами в яму нырнул сам мастер. Был он там недолго, от силы минуты три. Но даже такой беглый осмотр принес свои результаты.
- Для начала надо шаровую поменять, - все-таки взял грешок на душу говорливый эстэошник. - Платить за это не надо будет. “Серьги” нужно заменить - все-таки в дорогу собираетесь, втулку стабилизатора и левый амортизатор, что-то он мне не нравится, - мастер задумался и решил больше меня не грузить. - Как вы выглядите прекрасно, так и ваша машина - неполадки мелкие.
После этой фразы я, видимо, должна была окончательно капитулировать, и  сладкоречивый механик предложил мне купить запчасти в магазинчике неподалеку. Обещал, что договорится, и я возьму все необходимое почти даром - придется потратить долларов 250-300.
Мастер на второй СТО, куда я заехала, был скуп на слова и серьезен. Более просторный по сравнению с первым бокс, несколько сотрудников и мест для машин. Тут же можно проверить электрику и заменить масло. Этот механик меня не обрабатывал, действовал молча и четко. На диагностику ушло минут пятнадцать.
- Правый передний амортизатор течет, и сайлентблоки нужно менять.
Я озабоченно покачала головой:
- Надо же, правый амортизатор, а мне говорили, что левый. Ошиблись, наверное.
- Скорее всего, - не смутился он, сказав, что ремонт встанет в те же триста долларов.
На третьей СТО машину смотрели на подъемнике. Совсем молодой парень. Немного надменный: мне показалось, он решил, что к нему заехала очередная “обезьяна с гранатой”. Не проронив ни слова, он внимательно осмотрел автомобиль и констатировал:
- Чуть потеет передний левый амортизатор.
- О, началось, - пронеслась в голове мысль.
- Но менять его не нужно, еще долго можно ездить, - парень все же оказался честным. - Все остальное в идеальном состоянии.
- А мне сказали, что и амортизатор, и шаровую опору нужно заменить, - призналась я.
- Ничего не нужно делать, - улыбнулся он. - Просто некоторые ребята видят, что девушка на СТО приехала, и пользуются этим.

Этот эксперимент, конечно, не может претендовать на полную объективную картину, но на некоторые выводы наталкивает. Конечно, лучше всего иметь своего, проверенного механика. Но если его нет, дешевле заехать на несколько СТО, заплатить за диагностику две тысячи тенге, как это сделала я, послушать, что тебе скажут, и сделать выводы. Другого выхода, похоже, попросту нет.

Оксана АКУЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: akulova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть