20186

Суд по “хоргосскому делу”: адвокаты заходят с козырей

Судья САКЕНОВ:
Мы создали все необходимые условия, чтобы этот самый небывалый в истории Казахстана судебный процесс прошел без нарушений

Главное судебное разбирательство по “хоргосскому делу”, стартовавшее в минувший четверг в стенах следственного изолятора № 18 департамента УИС по Алматы и Алматинской области, началось с сенсационных заявлений. С первых же минут начала процесса стало понятно: подсудимые и их многочисленные адвокаты весьма тщательно подготовились.

Судья - председатель специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам Алматы Советхан САКЕНОВ - объявил процесс открытым и тут же поинтересовался у присутствующих, не станут ли они возражать, если суд разрешит журналистам работать в зале заседаний. Представитель гособвинения старший прокурор прокуратуры Алматы Александр КИРИЯК пытался возразить: мол, для СМИ оборудован современный пресс-центр, а присутствие журналистов в зале может помешать процессу. В ответ сразу несколько подсудимых - чекисты Талгат ЖАКАЕВ, Ирлан АБДРАХМАНОВ, Бахытбек КУРМАНАЛИЕВ, экс-начальник департамента таможенного конт­роля Алматинской области Курманбек АРТЫКБАЕВ - и их адвокаты в один голос заявили: присутствие прессы в зале заседаний необходимо для объективного освещения всего процесса. Судья Сакенов, к удивлению многих, возражать не стал.
Справедливости ради отметим: судья Сакенов вел процесс весьма тактично, принимал все ходатайства по делу и тут же ставил конкретные вопросы перед прокурорами. Было видно, что он искренне заботится о создании максимально комфортных условий: в частности, судья распорядился убрать из зала суда бойцов спецназа - “маски-шоу” заменили обычные конвоиры внутренних войск. Кроме того, председательствующий удовлетворил ходатайства адвокатов об установлении в зале заседаний, пресс-центре и комнате для защитников диспенсеров с водой. В кабинках, где находятся подсудимые, сняли стекла, оставив решетки (на предварительном заседании они жаловались на духоту в этих клетках). Перед входом в зал заседаний дежурила бригада медиков.
- Вопрос установки вентиляторов в кабинах решится буквально на днях, в зале работают кондиционеры, - сообщил Советхан Сакенов. - Предлагаю на ваше усмотрение, господа прокуроры и уважаемые адвокаты, подсудимые, работать каждый день до 15.00 без обеда с небольшими перерывами на 10-15 минут. Если нет возражений, приступим к судебному следствию.

Около часа ушло на установление личностей подсудимых, их защитников и других участников процесса. Потом слово попросили подсудимые чекисты Абдрахманов и Жакаев. Они заявили суду ходатайства, подкрепив свои доводы конкретными фактами нарушений в ходе следствия. Каждое их выступление вызывало бурю эмоций в зале. Вот лишь несколько эпизодов в подтверждение этого. Как выяснилось, высокопоставленные сотрудники спецслужбы обнаружили в камерах СИ-18, где они сейчас находятся, незаконно установленные “жучки” - кому, как не опытным чекистам, знать о всех нюансах, связанных с негласным прослушиванием.
- Мы готовы показать места в камерах, где были незаконно вмонтированы записывающие устройства, - заявил Ирлан Абдрахманов. - Ваша честь, за годы работы в КНБ я сам сотни таких устройств поставил и знаю, как это делается. Но тогда все наши действия были санкционированы прокуратурой. Также прошу суд обратить внимание на следующее грубое нарушение: расследование уголовного дела было завершено 19 апреля 2012 года, а обвинительное заключение было составлено еще... 8 апреля того же года! Получается, не закончив следственных действий, нас уже загодя обвинили?! Этот документ, подписанный руководителем следственной группы Улугбеком ПАТСАЕВЫМ и утвержденный прокурором Алматы Бериком АСЫЛОВЫМ, находится у нас.

Судья не скрывал удивления, а прокуроры каждый раз дежурно отвечали: мол, пусть обратятся к нам в прокуратуру - мы рассмотрим. Экс-заместитель начальника департамента КНБ Акмолинской области Бахытбек КУРМАНАЛИЕВ, бывший начальник таможенного поста Михаил ВОЙТОВИЧ поддержали ходатайство Абдрахманова. Как выяснилось, многим фигурантам “хоргосского дела” вручили такие же обвинения, датированные 8 апреля, - за 11 дней до официального окончания расследования!
Кроме того, выяснилось: по коридорам СИ-18, где содержатся подсудимые, свободно разгуливают сотрудники финансовой полиции, что строжайше запрещено инструкциями режима содержания в СИЗО.
Впрочем, дальше стало еще интереснее. Сразу несколько адвокатов - Паллада ТЕПСАЕВА, Татьяна КОВЫЛКИНА, Дина САРСЕНОВА и Лидия КЛИМЕНКО - стали заявлять ходатайства.
- Прошу суд истребовать из Генеральной прокуратуры инструкцию по проведению специальных оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), - заявила защитник Абдрахманова Лидия Клименко. - Основание: в отношении моего подзащитного сотрудники финансовой полиции проводили незаконные СОРМ. Ходатайствую об истребовании уголовного дела по факту незаконного разглашения секретных сведений о документах прикрытия Абдрахманова. Его прослушивали без санкции прокурора, но все сведения приобщены к уголовному делу. Также прошу суд запросить все материалы по делу “Караванщики”, собранные сотрудниками 4-го и 5-го департаментов КНБ и направленные в Генпрокуратуру для принятия процессуального решения. Речь идет о привлечении к уголовной ответственности ДУЙСЕНОВА (Максат, экс-начальник департамента финансовой полиции Алматы. - Т. К.) и МАХАТОВА (Талгат, он же агент финпола Саныч. - Т. К.). Кроме того, необходимо отменить меры безопасности Махатову, так как его жизни и здоровью ничего не угрожает.
- Господа прокуроры, ваше мнение? - обратился к стороне обвинения судья Сакенов.
- Очень обширное ходатайство, ваша честь, - взял слово г-н Кирияк. - Как истребовать уголовные дела? Как отменить меры безопасности? Ходатайство неконкретное, полагаю - отклонить.
- Ваша честь, нарушены требования закона, и в деле имеются недопустимые доказательства, - заявила Валентина ПОНОМАРЕВА, адвокат Артыкбаева. - Показания агента (Махатова - Саныча. - Т. К.) незаконные. Мы со всем уважением относимся к гособвинению, но просим и нас уважать. Скажите, господин прокурор, как иначе адвокат может работать? Ходатайство обоснованное, поддерживаю.

Внезапно со стороны кабинок, где находятся подсудимые, раздался крик: “Человеку плохо!”. Как выяснилось, таможенный брокер Руслан СЫДЫКОВ почувствовал недомогание. Судья объявил перерыв. По словам матери брокера Айгуль АУБАКИРОВОЙ, парень, находясь в СИЗО, перенес несколько серьезных операций.
- Ходатайствую о запросе уголовного дела в отношении ОТАРБАЕВА и АЙНАБЕКОВА (гендиректор РГП “Охотзоопром” Болат Отарбаев и полковник КНБ Сакен Айнабеков обвинялись в целом букете тяжких преступлений, в том числе похищении агента Саныча, однако многие доводы следствия рассыпались в суде, и оба получили по три года условно. - Т. К.), - выступила после вызванной происшествием паузы Паллада Тепсаева - адвокат Бахыта ОТАРБАЕВА, обвиняемого в контрабанде товара из Китая. - Ваша честь, когда Отарбаева и КАИРБАЕВА (Талгат, еще один фигурант этого дела. - Т. К.) привезли в СИЗО Астаны, к ним в камеры подсаживали ранее неоднократно судимых рецидивистов с целью выбить нужные следствию показания. По закону мы имеем такие же права, как прокуроры. Еще раз прошу удовлетворить наши ходатайства.
Адвокат Дина САРСЕНОВА, защищающая интересы Талгата Жакаева, заявила ходатайство на шести листах, сорвав овации зала. Судья (не говоря о прокурорах) слушал ее более чем внимательно. Каждый свой довод Сарсенова подтверждала фактами, называла конкретные тома и страницы “хоргосского дела”, где, по ее мнению, были допущены нарушения.
- Уважаемый суд, многие материалы, включая обвинительное заключение, необходимо признать незаконными, - заявила адвокат Сарсенова. - Например, руководитель следственной группы Нурлан АУГАНБАЕВ, возбудив уголовное дело, указал, цитирую: “Члены организованного преступного сообщества осуществляли контрабанду из КНР”. Но при этом в его материалах нет ни размера причиненного ущерба, ни перечня товаров. Кроме того, соответствующие экспертизы и следственные действия им не проводились. Какие конкретно товары и на каких машинах завезены контрабандой? Ваша честь, само обвинительное заключение - не процессуальный документ, составленный по всем требованиям закона, а бульварный детектив. Вот некоторые выдержки из обвинительного заключения: “Жакаев непоследователен, отвечает уклончиво и противоречиво, его нелепые показания не выдерживают никакой критики, лживы, придумывает одну лживую версию за другой”. Извините, следователь не может давать таких красочных описаний. Его задача - доказать вину конкретными фактами и составить документ, а не “криминальное чтиво”. Считаю, следователи нарушили закон и вводят суд в заблуждение...

После ее выступления прокуроры попытались в очередной раз настоять на отклонении многочисленных ходатайств адвокатов, в том числе о вызове в суд главного свидетеля обвинения Талгата Махатова. Но тут слово вновь попросил один из главных обвиняемых - полковник КНБ Абдрахманов.
- Первым рассекретил агента Махатова в своем постановлении сотрудник Генеральной прокуратуры АДАЙ. Напомню, речь идет о моем заявлении, в котором я просил привлечь агента и Дуйсенова к уголовной ответственности в рамках разработки оперативного дела КНБ под кодовым названием “Караванщики”. Позже следователь финансовой полиции МАРДАНОВ предоставил нашим адвокатам видеозапись, на которой отчетливо видно лицо Махатова, и он называет свои полные паспортные данные Отарбаеву. Правда, потом следствие на копиях этой записи подретушировало лицо своего агента до неузнаваемости. Но указанные мною доводы отражены в томе № 960 “хоргосского дела”. В этих материалах указано, что агент засекречен. Кроме того, своим постановлением Патсаев снял с него программу защиты свидетелей задолго до завершения уголовного дела. В предоставленных суду томах имеются всего два допроса агента, остальные 80 процентов показаний, что легли в основу обвинения как главный козырь, - в отдельном конверте. Мы с ними не знакомы, не знаем, как строить защиту... И вообще, это противозаконно! Если Махатов боится угроз, приставьте к нему охрану. Пусть он явится в суд и ответит на наши вопросы и со стороны государственного обвинения.

Судья Сакенов поинтересовался мнением прокуроров, но и на этот раз их “спикер” Александр Кирияк ответил весьма уклончиво:
- Ваша честь, я не могу сегодня прямо ответить на ваш вопрос, пусть они пришлют (видимо, прокурор забыл добавить какое-то слово. - Т.К.) в прокуратуру, рассмотрим. Что касается проведения специальных розыскных мероприятий, это отдельный механизм. Трудно что-либо конкретно сказать... Пришлют в прокуратуру - рассмотрим, проблем не видим...
Судья объявил очередной перерыв, в ходе которого прямо на плацу СИ-18 многие адвокаты подсудимых открыто выражали недовольство необъективным, на их взгляд, следствием. Они приводили свои доводы в пользу того, что уголовное дело необходимо вернуть на доследование, говорили о многочисленных нарушениях законодательства. Некоторыми своими доводами защитники поделились и с нашим корреспондентом.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

22.06.2013

Спецназ судья заменил на обычных конвоиров.

Дина САРСЕНОВА.

Ирлан АБДРАХМАНОВ.

Валентина ПОНОМАРЕВА.

Александр КИРИЯК.

Лидия КЛИМЕНКО.

Поделиться
Класснуть