Хватит заливать
С владельцами АЗС, которые бодяжат бензин, вполне можно бороться. Это показали недавние проверки, проведенные в Алматы
- В прокуратуру постоянно приходят жалобы от автовладельцев, касающиеся некачественного бензина, - рассказывает старший помощник специализированного природоохранного прокурора города Алматы Айдос САДЫБЕКОВ (на правом снимке), который и разворошил бензиновое гнездо. - Из-за плохого топлива людей тормозят на экопостах и выписывают штрафы, некоторые машины попросту ломаются. Мы, конечно, проводили анализ, пытались понять, на какие АЗС жалуются чаще всего. Но проверять всех подряд не было смысла - на это у нас не хватило бы ни сил, ни средств. Тогда мы пошли другим путем.
Чтобы действовать наверняка, защитник природы в погонах разработал оригинальную схему действий. Для начала он посылал своего сотрудника на те АЗС, которые оказались в его “черном” списке. Тот покупал на заправке несколько литров бензина разных марок в канистру. Это топливо тут же отправляли в аккредитованную лабораторию “Органик”, где проверяли его качество. Готовые результаты передавали в прокуратуру, и, если оказывалось, что бензин не соответствует стандартам, на следующий же день на АЗС выезжала целая команда специалистов.
- Раньше такие проверки проводил только департамент комитета технического регулирования и метрологии города, - говорит помощник прокурора. - Но они были плановыми, а штрафы, которые накладывал департамент, - смехотворными: всего 75 МРП - 129 тысяч 825 тенге. Владельцы АЗС были готовы платить эти деньги хоть каждый месяц и продолжать продавать некондиционный бензин. Нужно было что-то делать. Тогда мне в голову пришла мысль привлечь к этой работе налоговый департамент, ведь у него предусмотрен гораздо более существенный штраф в отношении таких нарушителей - до семисот МРП, а это более миллиона двухсот тысяч тенге. К тому же мы могли изымать весь некачественный бензин.
Такой подход раньше в Казахстане не применялся. До этого три службы - налоговая, департамент метрологии и природоохранная прокуратура - работали разрозненно, теперь же они оказались в одной связке. Правда, сначала пришлось уладить некоторые формальности и проработать схему действий. И дело пошло.
- Мы направляем в налоговый департамент требование о проведении проверки и все вместе выезжаем на АЗС, на которую есть жалобы, - объясняет Садыбеков. - Метрологи берут пробы бензина, отдают их в лабораторию, а результаты направляют налоговикам. Они, если есть нарушения, составляют протокол и передают дело в суд.
Первую проверку провели в начале марта. С тех пор специалисты успели взять пробы бензина на 19 алматинских АЗС, на девяти из них были выявлены некачественные нефтепродукты. За это время межрайонный административный суд Алматы вынес решения по пяти АЗС, владельцы которых должны выплатить штрафы на сумму более пяти миллионов тенге. Конфисковано почти 25 тысяч литров некачественного бензина стоимостью почти два с половиной миллиона тенге. Решения по нескольким делам пока не приняты.
- Никто не хочет платить большие штрафы, поэтому сотрудники АЗС ищут лазейки в законе, позволяющие избежать ответственности, - рассказывает руководитель отдела администрирования и контроля за оборотом нефтепродуктов налогового департамента по городу Алматы Марат ЕРМЕКОВ (на левом снимке). - Тянут время, пытаются доказать, что проверка была незаконной, не являются в суд. Например, у нас до сих пор идет разбирательство по АЗС “Жулдыз” и “Кулагер”, которые всеми способами пытаются избежать ответственности.
Сотрудники заправки прекрасно знают, что могут отказаться подписывать предписание о проверке. Обычно они ссылаются на то, что сделать это может лишь директор АЗС или его заместитель. Чтобы действовать наверняка, проверяющие сначала посылают в офис человека, который выясняет, на месте ли руководство. Остальные сидят в “засаде” - в машине, припаркованной недалеко от АЗС. Если оказывается, что начальство на месте, его просят поставить подпись на предписании и после этого сразу же начинают проверку. Конечно, никто не встречает налоговиков и прокуратуру хлебом-солью. Бывает, что сотрудники АЗС пытаются забаррикадироваться в служебных помещениях или не пускают незваных гостей на территорию.
За подобные действия им опять же выписывают штраф.
- На АЗС есть несколько способов обмана потребителей, - объясняет Марат Ермеков. - Первый: меняют наклейки на раздаточных колонках. Клеят надпись АИ-95 над “пистолетом”, который на самом деле заливает АИ-92. Это могут делать и менеджеры, и кассиры. Второй: при помощи всевозможных присадок повышают октановое число. Покупают “восьмидесятый” бензин и из него делают АИ-92 и даже АИ-95. Такие ГСМ нужно продать максимум в течение десяти дней, потом присадки теряют свои свойства, и топливо становится некачественным. Нам еще предстоит определить, на какой стадии топливо разбавляют присадками: делают это оптовики или же сотрудники АЗС. Третий: проблемы из-за неправильного хранения. В цистернах, которые не чистят, со временем скапливается грязь, она перемешивается с бензином. Из-за этого ухудшается его качество. Такой “коктейль” продают автомобилистам. Правда, я слышал, что после наших проверок на проштрафившихся АЗС стали чистить емкости для хранения нефтепродуктов.
Сейчас, по мнению специалистов, владельцы алматинских АЗС, находясь в томительном ожидании внезапной проверки, стали куда более законопослушными - бензин на городских заправках больше или пока не бодяжат. Правда, специалисты подозревают, что в скором времени все вернется на круги своя. Тогда они и возобновят проверки.
- Раньше владельцы АЗС могли отделаться легким испугом, сейчас же ситуация изменилась, - говорит Айдос Садыбеков.- Мне стали звонить коллеги из других областей Казахстана - просят рассказать о схеме сотрудничества с налоговым департаментом. Наш опыт переняла прокуратура Алматинской и Жамбылской областей - там уже начались такие же проверки. Волна пошла по всему Казахстану, так что, может быть, бензин везде станет лучше.
Для справки
В ходе проверки на восьми АЗС, принадлежащих ТОО “Сонар Мұнай өнімдері” (АЗС Sonar), ТОО “ARAMCO CORP” (АЗС T-Oil), ТОО “АРРОВАНА” (АЗС Energi) выявлена реализация некачественных нефтепродуктов. Под марками АИ-80, АИ-92 и дизтоплива продавались горюче-смазочные материалы с пониженным октановым числом. К примеру, под маркой АИ-80 реализовывался бензин с октановым числом 74. Проверки проводились и на некоторых заправках, принадлежащих крупным сетям АЗС, например, на SINOOIL. Но нарушений на них не выявили.
Оксана АКУЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: akulova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА
13.06.2013