3357

Заклятые друзья

Ситуация в Центрально-Азиатском регионе продолжает оставаться напряженной. Главным фактором того, что страны ЦАР проводят встречи с небывало высокой интенсивностью, стал будущий факт вывода сил международной безопасности в 2014 году из Афганистана и связанные с этим угрозы. Но в последнее время становится очевидно, что накопившихся проблем между странами Средней Азии так много, что, прежде чем думать об афганских угрозах, у себя бы порядок навести.

Как известно, Узбекистан находится в открытой конфронтации со странами верховьев рек - Таджикистаном и Киргизией, которые пытаются построить на своих территориях большие ГЭС, тем самым ставя под серьезную угрозу благополучие земледельческих районов Узбекистана и Казахстана. И если Астана действительно пытается решить вопрос мирно и спокойно (говоря об инвестировании средств в будущую ГЭС, пытаясь договориться о поставке альтернативных источников электроэнергии взамен на поливную воду и т. д.), то Ташкент порой предельно жестко отстаивает свою позицию, применяя рычаги давления везде, где это только возможно. Теперь, когда перед странами региона остро встала проблема совместного противостояния потенциальным угрозам из Афганистана, необходима совместная работа в рамках какого-то объединения, но Узбекистан уже приостановил свое членство в Организации договора по коллективной безопасности. Недавно в Алматы авторитетные зарубежные и казахстанские эксперты провели ситуационный анализ, который привел к нескольким основным выводам. В первую очередь это важность отношений между Казахстаном и Узбекистаном - двумя ключевыми субъектами в регионе. Независимый узбекский эксперт Рафик САЙФУЛЛИН (на правом снимке) отметил:

- Наши стра­ны нуждаются в налаживании взаимовыгодных отношений, и Казахстан, и Узбекистан в этом заинтересованы в равной мере и во многих сферах - экономической, торговой, культурной и военно-политической. Узбекистан часто упрекают за то, что страна дистанцируется от различных интеграционных союзов. Возможно, это так, но здесь сугубо прагматичные интересы. Что это даст государству, населению страны? Если нет очевидных дивидендов, то зачем интегрироваться? Хотя на двустороннем уровне отношения между Ташкентом и Астаной стремительно развиваются, есть диалог, очередным импульсом к сотрудничеству должна стать встреча глав Казахстана и Узбекистана в июне.
Узбекский эксперт дал понять, что стабильность в регионе может быть обеспечена лишь при слаженной работе Астаны, Ташкента и Москвы.

Казахстанский политолог Рустам БУРНАШЕВ (на левом снимке) в целом согласен с мнением Рафика Сайфуллина о том, что взаимоотношения между Казах­станом и Узбекистаном будут иметь ключевое значение для региона:
- Я бы не сказал, что Ташкент и Душанбе с Бишкеком находятся в состоянии конфликта. Существуют вполне серьезные и конкретные противоречия, в частности в водно-энергетической сфере. Проблемы делимитации, демаркации границ в большей степени технические и решаемые. Проблема водопользования наиболее острая, но касается она не только Узбекистана, но и Казахстана и Туркмении, а в ближайшее время она коснется и Афганистана - по мере расширения сектора орошаемого земледелия на севере этой страны. Поскольку противоречия до настоящего времени не приняли силовую форму, то на тактическом, краткосрочном уровне эти проблемы решаются. Кстати, Узбекистан также готов для разрешения ситуации пойти на бартер энергоносителей и совместное использование водно-энергетических объектов.
С моей точки зрения, выдвинутой экспертами идее о создании новой структуры геополитического взаимодействия с вектором Москва - Астана - Ташкент вряд ли стоит придавать определяющее значение. Наиболее перспективны двусторонние отношения, а ближайший визит Нурсултана НАЗАРБАЕВА в вотчину Ислама КАРИМОВА покажет их потенциал. К сожалению, ряд режимов в нашем регионе являются не очень надежными партнерами. Я не буду говорить о нынешнем руководстве Киргизии, но можно вспомнить момент, когда в 1998 году страны Центральной Азии пытались создать экономический союз, уже даже были разработаны правовая база и механизмы работы, а киргизы, никак не согласовывая это с другими странами, вступили во Всемирную торговую организацию. Это в итоге стало причиной того, что все наши рынки оказались забитыми китайским товаром. И мне кажется, надежными партнерами в регионе можно назвать только Узбекистан и Казахстан. И двусторонний формат как начало длительных партнерских взаимоотношений является вполне приемлемым вариантом.

Другими словами, и сами узбеки, и остальные понимают значение Узбекистана в процессах, происходящих в ЦАР. Однако именно эта страна остро противится интеграции, о чем нам в комментарии рассказал известный киргизский эксперт Марс САРИЕВ (на правом снимке):
- Я не очень оптимистично настроен по поводу того, что страны Центральной Азии смогут самостоятельно договориться не только относительно водных вопросов, но и других спорных моментов. Дело в том, что Москва в советское время все замкнула на себе, централизовав коммуникации в регионе. И поэтому Москва сегодня должна быть беспристрастным арбитром. Но если Кремль займется гармонизацией отношений в ЦАР, то все вновь замкнется на нем. А тот же Узбекистан на это категорически не пойдет. И Казахстан в том числе имеет особую позицию, дистанцировавшись в политическом плане и сделав ставку на экономическую интеграцию.
Проблема водопользования в ЦАР трудноразрешима. Если таджики построят ГЭС, то в их планах - наладить перевозку пресной воды в Иран через Афганистан. И непонятно здесь, что будет с экологией, ибо в этой сфере проблем у Таджикистана много. У Киргизии серьезный рычаг давления на узбеков в виде водного крана. И самое главное, все эти вопросы переводятся в политическую плоскость. А это перечеркивает планы Владимира ПУТИНА относительно Евразийского союза. Да что там говорить - и Таможенный союз без Узбекистана, мягко говоря, неполноценен. Таким образом, Узбекистан является главным дезинтегратором в регионе.
Потому-то накопившиеся проблемы и противоречия решить будет очень сложно. Небольшая надежда на то, что полностью сменится политический ландшафт. Например, если России удастся “затянуть” в Таможенный союз Украину. Пока она получит лишь статус наблюдателя, но и это не так уж мало. В этом случае изменится и позиция Узбекистана, и, в общем, в ЦАР пойдут подвижки. Пока же Ташкент прикладывает все усилия для того, чтобы обезопасить границу с Афганистаном, для чего сделал шаг навстречу Госдепу США. И это оправданно - экстремисты объявляются по всей Центральной Азии, но в Узбекистане все спокойно. И несмотря на то что эта страна сблизилась с Западом, Россия должна с этим смириться - потому что Узбекистан является ключевой страной в регионе.

Игорь ХЕН, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: hen@time.kz

06.06.2013

Поделиться
Класснуть

Свежее