Тайский мессидж
Казахстанец Александр ЗЫКОВ (на снимке внизу) попал в "чёрный список", составленный группой экспертов ООН, как лицо, имеющее отношение к незаконным поставкам оружия в Северную Корею Об этом в среду сообщило агентство Reuters.
Корреспонденту Reuters удалось ознакомиться с конфиденциальным отчетом по поводу санкций, которые ООН и другие организации, а также некоторые страны применили к Северной Корее в связи с ее ядерной программой. В 52-страничном документе, подготовленном для комитета по санкциям в отношении КНДР Совета безопасности ООН, содержатся рекомендации применить санкции к трем северокорейским предприятиям и 12 гражданам нескольких стран. Выполнять эти рекомендации или нет - решит Совбез ООН.
Кроме казахстанца в "черный список" рекомендованы граждане Украины Юрий ЛУНОВ и Игорь КАРЕВ-ПОПОВ - «за участие в сделках с оружием, имеющих отношение к Северной Корее».
К сожалению, мы не смогли получить комментарии казахстанского МИД по этому поводу — телефоны официального представителя Жанболата УСЕНОВА весь день молчали. Зато удалось найти весьма любопытное расследование корреспондента информационного агентства Associated Press Саймона ШУСТЕРА от 2009 года, в которой упоминается руководитель шымкентской транспортной авиакомпании East Wing Александр Зыков.
А связано это с историей почти четырехлетней давности, о которой подробно писала и наша газета (см. «Прощай, оружие», «Время» от 15.12.2009 г., «Казахстанские пилоты, арестованные в Таиланде: Спасите наши души!», «Время» от 12.1.2010 г. ), когда в столице Таиланда был задержан самолет Ил-76 с 40 тоннами оружия на борту, следовавший из КНДР в Иран. В сопроводительных документах, отправителем груза значилась северокорейская компания Korean General Trading Corporation, а получателем - украинская Aerotrack Ltd (подтверждения существования которой журналистам найти так и не удалось — М.А.). В составе экипажа было четверо казахстанцев и один гражданин Белоруссии. Членов экипажа позже признали невиновными и отпустили - пилоты не знали, что перевозят совсем не тот груз, который был заявлен в декларации. После этого журналист Саймон Шустер побывал в Казахстане и выяснил, что след самолета тянется к компании East Wing, которой руководил Зыков.
Расследование AP установило всю цепочку движения Ил-76, однако так и не дало точного ответа на вопрос о реальном заказчике рейса.
Итак, компания Overseas Trading FZE, зарегистрированная в Объединенных Арабских Эмиратах на жену Александра Зыкова, сдала в аренду самолет Ил-76 грузинской фирме Air West Аirlines. Та, в свою очередь, сдает самолет в субаренду знакомому шымкентского бизнесмена Юрию ЛИНЕВУ (скорее всего, именно он упоминается в отчете экспертов ООН как Юрий Лунов — М.А.), который 29 июля 2009 года зарегистрировал в Новой Зеландии компанию SP Trading Ltd. 4 декабря 2009 года SP Trading Ltd предоставила самолет в пользование гонконгской фирме UTM, которая и организовала рейс в Пхеньян для украинского грузополучателя Aerotrack Ltd.
В Шымкенте Саймон Шустер встретился с членами семей казахстанских пилотов, которые рассказали: их родные в течение 10 лет работали на Александра Зыкова и компанию East Wing. Шустеру удалось связаться и с самим Зыковым, однако тот заявил, что не имеет никакого отношения к перевозке оружия, отправив репортера к арендаторам самолета.
Тогда журналист обратился за помощью к специалисту по контрабанде оружия Брайану ДЖОНСОН-ТОМАСУ, сотрудничающему с Международной информационной службой мира. Оказалось, что имя Зыкова уже не в первый раз всплывает в связи с нарушающими санкции перелетами. По информации доклада Совбеза ООН от ноября 2006 года, фирма жены Зыкова предоставляла самолет, перевозивший сомалийских боевиков-добровольцев для борьбы вместе с повстанцами Хезболлы против Израиля в ходе Ливанской войны 2006 года. «Они также перевозили сомалийских добровольцев на учения в Ливию и Сирию», - сказал Джонсон-Томас, добавив, что в обоих случаях Зыковы действительно могли не знать, для чего используются их самолеты.
И, наконец, последний штрих: еще в 2006 году газета «Время» писала о том, что компания Зыкова GST сотрудничала с авиакомпанией «Беркут». Самолет GST с бортовой символикой «Беркута» доставлял оружие в столицу Сомали Могадишо, захваченной близкими к «Аль-Кайеде» исламистами из «Союза исламских судов» (см. «Флаг без права передачи», «Время» от 10.8.2006 г.).
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы
А тем временем
Нашему корреспонденту Зауре МИРЗАХОДЖАЕВОЙ удалось связаться с Александром ЗЫКОВЫМ по телефону. От нее он и узнал, что его имя попало в «черный список», подготовленный для Совбеза ООН.
- Мне нечего сказать…это полный бред, - возмущается Зыков. – Сами подумайте, если бы на борту того самолета, к которому я кстати на тот не имел момент никакого отношения, была бы найдена хотя бы одна гильза от патрона, власти Таиланда, который славится своими жесткими законами, выпустили бы пилотов из страны?!
– Вы сказали, что не имели отношения к этому судну, но по некоторым данным оно вам все-таки принадлежало.
- А я и не возражаю. На самом деле это так было… Сейчас я не готов к обстоятельному разговору, так как многие детали этой истории забыл… Скажу лишь, что задолго до тайского скандала я это судно продал украинцам. Дальнейшую судьбу самолета я не отслеживал. Вроде потом они его перепродали Грузии, но я могу ошибаться. Да для меня это не принципиально, главное, что я к этому скандалу не имею никакого отношения.
– Однако ваша фамилия находится среди тех, кого эксперты совбеза ООН подозревают в продаже Северной Корее оружия и рекомендуют внести в так называемый «черный список».
– Это полный абсурд. У меня есть все документы, свидетельствующие о моей непричастности к этой истории и невиновности. Еще раз повторюсь: к этому скандалу я не имею никакого отношения! И по большому счету, никто не отбирал у меня права защищать свою честь и репутацию. Если на самом деле то о чем Вы рассказали, происходит, то я не исключаю, что мне придется обратиться в суд.
– Вы сейчас находитесь в Дубаи по делам или эмигрировали туда после тайского скандала?
– Я был и остаюсь гражданином Казахстана и большую часть времени живу в Казахстане. Ни от кого не прячусь и в Дубаи я по делам...
- Продолжаете ли Вы заниматься авиаперевозками? По нашей информации сейчас у вас нет собственного авиапарка…
- Это так. После тайской истории я отошел от авиаперевозок и сейчас у меня другой бизнес. Не буду скрывать, «переключиться» меня заставил тот самый инцидент в Бангкоке. Скандал изрядно потрепал мне нервы и даже несколько выбил из колеи, но все в прошлом… Я думал, что в прошлом… Знаете что удивительно? Некоторые детали той истории повторяются. Ведь и тогда о том, что мое имя полощется СМИ я узнал, совершенно случайно, услышав обрывки новостей «Русского радио»... И вообще, мне кажется все это чья-то большая политическая игра и какую цель она преследует мне, наверное, никогда не узнать.
В завершении разговора Александр Викторович пообещал, что сразу же по возвращении домой он обязательно встретится с нашими репортерами для более обстоятельно разговора, подкрепленного документами, подтверждающими его невиновность.