5624

Роза ветров

В минувший уик-энд в Казахстан прямо с завода прибыл новый самолет Airbus A320. Ему присвоено имя легендарной певицы Розы БАГЛАНОВОЙ. От тысяч собратьев его отличают новые изогнутые законцовки крыла - шарклеты. Во всем мире летают всего 30 таких лайнеров! Наш корреспондент присутствовал на заводе Airbus в момент передачи новой машины заказчику.

Штаб-квартира концерна Airbus, а также крупнейший сборочный завод самолетов располагаются в небольшом французском городке Тулузе.
Едва приземлившись в аэропорту “Тулуза - Бланьяк”, мы увидели летающий чудо-самолет “Белуга”. Напоминающий кита, этот крепыш с крыльями не похож на другие самолеты, хотя построен на базе одного из самых популярных лайнеров концерна Airbus A300. Конструкторы как будто положили один самолет поверх другого и крепко сварили два фюзеляжа между собой. Нам рассказывают: изготовлено всего 5 экземпляров таких машин. Все они грузовые и обслуживают исключительно родной концерн. Airbus - это крупный международный комплекс, состоящий из 16 заводов. Например, в Англии делают крылья для самолетов, в Испании - горизонтальные стабилизаторы, в Германии - вертикальные стабилизиторы (хвосты) и части фюзеляжа. “Белуги” как раз и предназначены для того, чтобы свозить все эти части на один завод в Тулузу. До того как показать нам сборочные цеха, сотрудники завода рассказывают, что из себя представляет концерн сегодня. А это 40 лет опыта, 55,6 тысячи сотрудников, 300 авиакомпаний-партнеров, 7,7 тысячи поставленных гражданских и военных самолетов и 12,7 тысячи заказов.
Несколько лет назад в Airbus решили усовершенствовать самый популярный в мире лайнер. Инженеры разработали новые законцовки крыла для семейства A320 - шарклеты (от англ. shark - акула), сильно смахивающие на акулий плавник. Выглядит это так, будто кончик прямого крыла взяли и загнули вверх почти под прямым углом. Конечно, сделали это не для красоты, хотя теперь самолет выглядит более дерзким. В первую очередь шарклеты улучшают аэродинамические способности самолета - он может лететь дальше на 200 километров, брать пассажиров или груза больше на 450 кг. Но самое главное, они позволяют сократить расход топлива примерно на 4 процента. В условиях постоянно дорожающего авиакеросина это очень кстати. За год такой самолет поможет авиакомпании сэкономить несколько сот тысяч долларов. Это также означает, что в воздух будет меньше выбросов углекислого газа на 1 тыс. тонн в год.
Первый самолет с шарклетами был поставлен заказчику в конце 2012 года.
Одно дело объяснять все на пальцах, другое - показать. Нас везут в сборочные цеха. Именно везут, а не ведут. Потому что завод в Тулузе занимает территорию 700 гектаров! Обойти его пешком невозможно даже за день. Территория настолько большая, что для рабочих тут разбросаны с десяток автобусных остановок.

На заводе посетителям можно ходить только по строго отведенным дорожкам. Никакой еды и напитков внутри. Почти стерильная чистота и порядок - это залог безопасности строительства машины, которая за свой рабочий цикл перевезет сотни тысяч людей.
Первый в очереди цех сборки самого большого пассажирского самолета в мире - A380. Высота этого двухпалубного лайнера от земли до кончика хвоста с шестиэтажный дом. Размах крыльев шире, чем футбольное поле. Длина - более 72 метров. Вес без топлива и пассажиров - 276 тонн.
В цехе на сборке стоят несколько таких машин. Еще совсем зеленые. В прямом смысле - самолеты покрыты грунтовкой защитного цвета. Только хвост сразу покрашен в ливрею авиа-
компании, в которой будет летать, чтобы заказчик в любой момент мог приехать на завод и увидеть степень готовности своего самолета. После полной сборки и летных испытаний машину отправят на завод в Гамбург для покраски, на что, кстати, изведут около 600 кг краски.
В одном цехе, как пазлы, стыкуют между собой части фюзеляжа и крылья и крепят их на тысячи болтов и заклепок, в другом - навешивают двигатели. Производство практически конвейерное. Что интересно, рабочих в цехах видно очень мало. “Все журналисты на это жалуются, - комментируют представители завода. - Просто большинство работают внутри салонов”. Действительно, один А380 состоит из 4 млн. деталей, и многие из них нужно установить вручную.
Кстати, о транспортировке частей А380. Они настолько большие, что их приходится везти не на “Белуге”, а на гигантских кораблях по морю и на тягачах по суше. Везут ночью, иногда по узким европейским улочкам со скоростью 15-20 км/час.
В цехе по производству самолетов поменьше - А330 и А320 - процессы похожие, только объемы шире - на эти лайнеры гораздо больше заказов.
В отдельном здании - демонстрационные самолеты для заказчиков. Здесь стоят настоящие лайнеры всех семейств Airbus в натуральную величину, только без шасси, крыльев и оперения. Главное - интерьер. Тут заказчики выбирают кресла салонов и их отделку, развлекательные системы на борту, багажные полки, подсветку салонов и многое другое. Есть и совсем удивительные опции. Например, на А380, который может вместить до 853 пассажиров, есть каюты для экипажа. В салоне первого класса можно установить барную стойку, диваны и даже отдельные каюты и душевые кабинки для VIP-пассажиров. У азиатских и арабских перевозчиков эти “фишки” пользуются спросом. С 2007 года уже запущен в эксплуатацию 101 такой гигант.

Затем нас везут к нашей главной цели - цеху по установке шарклетов на А320. На этой процедуре стоят несколько самолетов, уже полностью покрашенных. Поскольку все работы здесь ведутся снаружи, то и рабочих гораздо больше. В основном это молодые люди. Наши гиды поясняют: при Airbus существуют несколько школ, куда принимают подростков с 14 лет. К окончанию общеобразовательного курса они уже знают, что такое самолет и из чего он состоит, а посему получать специальное авиационное образование им гораздо проще. Только в прошлом году концерн взял на работу около 2 тысяч молодых специалистов.
Нам разрешают подойти вплотную к мастеру по установке шарклетов. Это только издалека такая законцовка выглядит простой и маленькой. Ее реальная высота 2,4 метра. Вес чуть меньше центнера! Процесс установки шарклета на практически готовое крыло уже налажен и занимает меньше одной рабочей смены.
В конце экскурсии нас везут в центр приемки самолетов. Здесь уже готовится к передаче авиакомпании “Эйр Астана” новенький A320 с шарклетами на 148 пассажиров. Инженеры перевозчика осматривают самолет и подписывают документы. А потом рассказывают журналистам, что пассажиры тоже оценят новшество - самолет с шарклетами более устойчив в зоне турбулентности. Тем временем летчики, прибывшие на перегонку, любуются лайнером, как новым “Мерседесом” из салона. Показывают приборы, которых раньше не было. Например, раньше летчики обязаны были брать в полет несколько коробок летной документации: если что-то забудут в полете - заглянут в нужный раздел инструкции. Теперь на A320 стоит планшетный компьютер. Также нам показывают небольшой мониторчик, с помощью которого пилоты будут общаться с землей по-новому - посредством текстовых сообщений. Это очень разгрузит радиоэфир.
Последние приготовления - и A320 “Эйр Астаны” взмывает в европейское небо, чтобы через несколько часов оказаться в казахстанском - тут его новый дом. Через несколько дней он пройдет таможенные процедуры, ему присвоят имя легендарной певицы Розы БАГЛАНОВОЙ, и он начнет перевозить казахстанцев. До конца года “Эйр Астана” получит еще три такие машины.

Виктор БУРДИН, фото автора, Алматы, тел.: 259-71-96, e-mail: burdin@time.kz, Тулуза

Поделиться
Класснуть