5851

В Казахстане минувшая суббота, 27 апреля, прошла как День протеста. В Алматы и Шымкенте состоялись санкционированные митинги, а в Астане, Таразе, Уральске, Караганде, Усть-Каменогорске и Семее активисты собирали подписи против социальной политики властей.

Астана

В столице активистки общественного движения “За справедливые декретные” собирают подписи против принятия скандального законопроекта “О пенсионном обеспечении в РК”. В минувшее воскресенье они устроили флешмоб.
Выразить свой протест активистки движения намеревались с помощью митингов в разных городах страны. Но власти им всюду отказали. В частности, столичные начальники мотивировали отказ тем, что, дескать, в тот же день намечается митинг дольщиков. Тогда борцы за справедливость и решили устроить флешмоб со сбором подписей возле одного из торговых центров.
- В Астане мы надеемся собрать не менее двух тысяч голосов. Затем отправим подписи с соответствующим письмом президенту, чтобы он наложил вето на законопроект, ущемляющий права женщин, - говорит активистка движения “За справедливые декретные” Алия БЕЛЬМАШЕВА.
Когда активистки, вооружившись плакатами с надписью “Мне придется работать до 63 лет, па-та-му-шта, па-та-муш-та…”, пришли к назначенному месту флешмоба, там их уже поджидали собровцы. Они потребовали прекратить акцию, пригрозив привлечением к административной ответственности. На объяснения девушек, что флешмоб - это не митинг, законом не запрещен, равно как и сбор подписей, полицейские никак не реагировали.
За полчаса активистки успели собрать 61 подпись горожан. Вскоре подъехал полицейский автобус. Активистки начали расходиться - полицейские последовали за ними.
- Это было очень странно и страшно! - делится ощущениями Алия Бельмашева. - Нам пришлось спрятаться от собровцев в ближайшем магазине, некоторые активисты просто запрыгнули в такси, убегая от полицейских. А когда мы вышли из “укрытия”, журналисты передали нам предупреждение полицейских о том, что впредь такие акции будут чреваты последствиями...

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана

Уральск

Местные коммунисты планировали провести митинг с призывом не допустить принятия закона о повышении пенсионного возраста женщин. Однако городские власти не разрешили провести акцию. Но “красные” не отступили.
- Мы просили для проведения митинга площадь имени Маншук Маметовой, - говорит один из организаторов акции Василий ШАМИН. - Но в случае каких-то проблем мы были согласны на площади имени Датова, Абая или на привокзальную площадь.
По какой-то роковой случайности все места, предложенные организаторами митинга, в эти дни оказались заняты, а на площади Маметовой прошли соревнования детских дворовых клубов.
- Так как в проведении митинга нам отказали, мы решили провести акцию в другом формате, - продолжает Шамин. - Решили собрать подписи под обращением к президенту с требованием повысить размеры пенсии, снизить тарифы на коммунальные услуги и, самое главное, не подписывать этот драконовский закон о повышении пенсионного возраста женщин.
За три часа участники акции собрали около двух тысяч подписей. Причем поддержать обращение к президенту пришли не только женщины предпенсионного возраста, но и мужчины и молодежь.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Алматы

Самая масштабная акция против роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, повышения пенсионного возраста женщин до 63 лет, а также посвященная другим социальным проблемам прошла в южной столице.
В сквере за кинотеатром “Сарыарка” собралось, по разным оценкам, от 700 до 1000 человек. Были среди них как простые горожане и жители Алматинской области, так и представители различных политических партий и общественных организаций. Больше всех проблема тарифов, конечно же, волновала пенсионеров, которые признавались: после оплаты коммунальных счетов у них не всегда остаются деньги на еду, уж не говоря о лекарствах, одежде и прочих расходах.
- Уже нет сил платить за комуслуги! - возмущалась пенсионерка Нина ТАЛАКИНА. - Прошу защитить нас!
А представитель Социалистического движения Казахстана Андрей УШАКОВ призвал народ объединяться в борьбе за свои права.
- Власть кормит нас байками о том, что повышение цен на ком­услуги продиктовано необходимостью ремонта и реконструкции объектов ЖКХ, - сказал он. - Но в то же время отказывается предоставить нам возможность проверить, куда идут эти деньги - действительно на ремонт или в карман. Получается, власть держит нас за какое-то быдло, которое должно платить, но не должно знать, за что оно платит. Но мы - не быдло! Мы - народ Казах­стана, который согласно Конституции является единственным источником власти! И пока мы едины, мы непобедимы!
Много было резких высказываний и по поводу повышения пенсионного возраста женщин.
- Я работаю по 13 часов в сутки, воспитывая будущее поколение Казахстана, - говорила воспитатель одного из алматинских детских садов Маншук БАЛАБЕКОВА. - А это государство, для которого я работаю, оставив дома троих своих детей, отбирает у меня пять лет пенсии! За что и почему?! Женщины работают там же, где и мужчины. Женщины трудятся и на стройке, и на лесоповале, и везде! И дома! Я всегда говорю: закончилась моя первая смена - я иду на вторую. Почему же государство отнимает у меня пять лет? Я хочу нормально встретить старость, я хочу воспитывать внуков. Государство требует, чтобы мы работали, рожали детей. А что оно дает нам взамен? Да ничего!
Между тем представители власти не на шутку напряглись. Об этом свидетельствовали как рекордное количество “людей в штатском”, так и произошедшие весьма неприятные для митингующих ситуации. Вначале в ближайшем к скверу магазинчике, где организаторы подключили к розетке микрофоны и колонки, вырубили электричество. После того как аппаратуру подключили к переносному генератору, в его бак кто-то насыпал сахар. Благо до конца митинга несчастный агрегат дотянул, однако будет ли он работать в дальнейшем - большой вопрос. Апогеем всего этого стал инцидент с 66-летней участницей митинга Сауле ЧЕНГЕЛЬБАЕВОЙ, которой, по ее  словам, кто-то выстрелил иголкой в руку.
- Мы пошли отксерокопировать стихотворение Сахиб Жанабаевой, - рассказала она. - И когда шли обратно, я почувствовала, что меня что-то кольнуло в палец. Это оказалась металлическая иголочка. Я ее выдернула, огляделась по сторонам и увидела, что двое молодых людей (я их хорошо запомнила) смотрят на меня и ухмыляются.
Через несколько минут после укола у пенсионерки распух палец, и она почувствовала сильную слабость. Активисты тут же вызвали бабушке “скорую”, которая при­ехала в течение 15-20 минут. Медики зафиксировали у пенсионерки повышенное кровяное давление и увезли в больницу. Там у женщины взяли кровь на анализ и отпустили домой, сказав, чтобы она повторно прошла обследование через две недели. Сейчас самочувствие Сауле Ченгельбаевой нормальное, однако на митинги она больше не ходок...

Мадина АИМБЕТОВА, фото Тимура БАТЫРШИНА, Алматы

Караганда

Карагандинские “Несогласные” в минувшую субботу намеревались устроить митинг против новой пенсионной реформы. Но власти запретили им протестовать в центре города. Ехать же на окраину организаторы не захотели, а предпочли молча собирать подписи у стелы Независимости, что рядом с областным акиматом.
- Ведь о подобных мероприятиях в законе ничего не сказано, и оттого разрешение чиновников на их проведение не требуется, - пояснили устроители акции.
Горожане, недовольные повышением пенсионной “планки” для женщин, подтягивались мелкими стайками. В основном представительницы слабого пола предпенсионного возраста. Расположившись на скамейке, их ждала активистка Валентина МАХОТИНА. Рядом с ней в качестве опознавательного знака стояла коробка с перечеркнутой крест-накрест цифрой “63”. Люди по очереди заполняли своими автографами бланки.
- Ну хоть что-то после этого изменится? - робко поинтересовалась у Махотиной одна из карагандинок.
- Конечно! По крайней мере, это вызовет большой общественный резонанс, - заверила в ответ активистка.
Многие горожане, как только подписывали бумагу, торопливо удалялись. Другие оставались, чтобы поговорить о наболевшем. Ругали избранников народа, которые единодушно проголосовали за пенсионную реформу. С возмущением упоминали земляка - министра труда и соцзащиты населения Серика АБДЕНОВА. Благодаря ему Караганда теперь славится не только географическим вопросом “Где-где?”, но и универсальным ответом: “Патамушта патамушта”.
Поблизости, как бы невзначай, прогуливался полицейский пат­руль, в толпу вклинивались люди в гражданской одежде с видеокамерами в руках. Некоторые дамы от этого смущались и спешили покинуть площадь.
- Дайте мне быстренько подписать, пока никто из “репортеров” не смотрит, - с опаской пробралась к коробке с бланками пожилая женщина.
А некоторые, напротив, считали, что переживать не о чем.
- Я, кроме Бога, никого не боюсь, - заявила служащая банка и член партии “Нур Отан” Марина БАЧАЕВА. - Несанкционированные акции протеста не одобряю, но - за разумные мероприятия. Не нужно молчать, если нам что-то не нравится. Надо действовать: собирать подписи, писать письма чиновникам. Иначе власть нас не услышит. Я верю, что мы способны изменить ситуацию. Меня все спрашивают: а не боитесь ли открыто выступать? Нет! Ну что может со мной про­изойти? Из партии исключат? Ничего страшного. Работу, конечно бы, не хотелось потерять. Но и молчать уже хватит.
Марина, к слову, подготовила собственные, более справедливые, по ее мнению, поправки к пенсионному закону и отправила их на рассмотрение столичным чиновникам.
В целом же мероприятие прошло без эксцессов. За пару часов активисты собрали 3,5 тысячи подписей. Еще 17 тысяч у них было собрано ранее. Теперь “Несогласные” намерены отправить оригиналы бланков в администрацию президента, а их копии - в правительство.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть