2659

Платить - так за лучших

Министр нефти и газа Сауат МЫНБАЕВ (на снимке) вчера на правчасе в мажилисе поведал, почему Казахстан никак не может ввести стандарт топлива евро-3 и ограничивает поставки нефтепродуктов из России. Он также выразил свою позицию по вопросу дискриминации в оплате труда казахстанских нефтяников.

Глава Миннефтегаза сообщил, что к началу 2016 года будет завершена модернизация Шымкентского и Павлодарского нефтеперерабатывающих заводов.
Мажилисмен Турсунбек ОМУРЗАКОВ поинтересовался, как финансируется строительство газопровода Тобол - Кокшетау - Астана, который должен обеспечить столицу голубым топливом.
- Стоимость строительства - 213 миллиардов тенге. Последнее решение: “Самрук-Казына” и “КазМунайГаз” в 2013 году начинают финансировать строительство этой трубы, но с последующим закладыванием средств в бюджеты 2014 -2015 годов, чтобы вернуть эти деньги “Самруку” и “КазМунайГазу”. Есть воп­росы с выделением средств, и надо решать, на кого повесить убытки, - поведал Мынбаев.
Вопросы есть и по товарообороту с Россией. Как отметил министр, сейчас на внут­реннем рынке страны завал российских неф­тепродуктов. Это приводит к недозагрузке казахстанских НПЗ сырьем. Поэтому до
1 января 2014 года Казахстан ограничил ввоз российских нефтепродуктов, подписав с соседом соответствующее соглашение.
Мажилисвумен Айткуль САМАКОВА поинтересовалась у министра, когда Казахстан наконец перейдет на европейский стандарт топлива и почему цены на автозаправках всегда высокие, вне зависимости от качества нефтепродукта.
- В России стандарт евро-3 на бензин АИ-92 введен с 1 января 2013 года. Мы тоже можем ввести евро-3, но его наши три завода не производят сегодня. Или нам пользоваться евро-2 чуть большее время либо вообще остаться без 92-го бензина, - парировал Мынбаев.
Он удивился, почему мажилисвумен считает казахстанские цены на дизтопливо высокими. По его словам, на 90 процентов неф­тепродуктов сегодня установлена верхняя предельная цена и она на 30 процентов ниже, чем в России.
А депутат Александр МИЛЮТИН предложил ужесточить административную ответственность за плохое качество топлива на АЗС.
- До сих пор имеются случаи розничной реализации нефтепродуктов без сертификата соответствия или по просроченным и поддельным сертификатам. Даже при наличии сертификата качество заправляемого бензина не соответствует тому, что указано в сертификате, - подчеркнул Милютин.
Наболевший вопрос о разнице в зарплате казахстанских и иностранных нефтяников подняла его коллега Светлана РОМАНОВСКАЯ. Как пояснил Сауат Мынбаев, есть четыре категории занятых в нефтяном секторе. По 3-й и 4-й категориям сегодня у недропользователей в подавляющем большинстве работают граждане Казахстана. Вопрос по 1-й и 2-й категориям, к которым относятся управленцы и высококвалифицированные специалисты.
- Надо стремиться, чтобы в этих двух категориях (1-й и 2-й. - Л. Б.) увеличивалось количество казахстанских специалистов. Закон по увеличению казахстанского содержания и постановление есть. Но по таким проектам, как Кашаган (перспективное нефтеносное месторождение на шельфе Каспия. - Л. Б.), мы такого требования выполнить не можем. Это равносильно остановке Кашагана! До 2015 года включительно там опустили с 90 процентов до 70 (количество казахстанских работников. - Л. Б.). Насильно мил не будешь: либо это специалист, который может это делать, либо не может. Думаю, это нормальная мировая практика - иметь возможность платить за лучших специалистов, - заключил Мынбаев.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть