8777

С любых высот - в любое пекло

Три секунды ангел, три минуты орел, а остальное время - ломовая лошадь. Так шутят о своей службе десантники. Но в каждой шутке есть только доля шутки, и в этом мы убедились, побывав на учениях “крылатой гвардии” Аэромобильных войск Казахстана.

Когда мы приехали на летное поле, там вовсю кипела работа: одни проверяли свои парашюты, другие уже грузились в самолет.
- Поторопитесь. Антонов ждать не будет, - шутливо скомандовал заместитель командующего Аэромобильными войсками по воздушно-десантной подготовке полковник Виктор ЖИТНИК, поднимая нас на борт.
Спустя мгновения мы уже были в воздухе. Как оказалось, Антонов - это военно-транспортный самолет АН-12, с которого и совершают прыжки наши десантники.

- Есть среди солдат те, кто первый раз прыгает? - интересуюсь у Виктора Николаевича.
- Нет. Здесь только те, кто совершает третий и последующие прыжки. Первые два солдаты выполняют с борта вертолета и только потом могут прыгать с самолета. Сегодня будем десантироваться с высоты 800 метров.
Неожиданно замечаю среди парней женское лицо.
- Это наша Елена Прекрасная, - видя мое недоумение, произносит один из солдат. - Наш замечательный санинструктор.
- Спасибо за комплимент, - смущаясь, улыбается Елена ТОРГАШИНА. - Это мой восьмой прыжок. В армию я попала случайно, но не жалею. Уже 12 лет служу.
Наш разговор прервал сигнал к десантированию.
- Договорим на земле! - крикнула мне Елена и бесстрашно шагнула в небесную синеву.

Не успела я и глазом моргнуть, как борт опустел.
- Отлично! - порадовался Виктор Житник. - По норме 60 десантников должны покинуть самолет за 42 секунды, но мы постоянно улучшаем этот результат. Сейчас вот произвели высадку за 31 секунду. В среднем с 800 метров парашютист летит 3,5 минуты. Если купол не раскрылся, то земли он достигает за 7-8 секунд.

- Бывали на вашей памяти такие случаи?
- Трагически закончившиеся? К сожалению, да. Причины, как правило, - не отказ техники, а человеческий фактор. От того, как в критической ситуации поведет себя десантник в небе, зависит его жизнь. На воздушно-десантном комплексе мы доводим до автоматизма все действия: размещение в вертолете или самолете, отделение, группировка, выдергивание кольца, стабилизация, принятие решения в воздухе при различных ситуациях, раскрытие запасного парашюта. Главное в критической ситуации - не паниковать. Например, у меня был случай, когда не раскрылся основной парашют, и мне пришлось воспользоваться запасным. Я действовал как робот - ведь недаром мы на земле отрабатываем все эти детали и возможные ситуации. Первая мысль была о приземлении, потому что запасной парашют намного меньше и вероятность получить травму при приземлении больше. Слава богу, все обошлось.
Шасси самолета легко коснулось взлетной полосы.
- За штурвалом ас Павел ЯБЛОНСКИЙ, - говорит Виктор Николаевич. - Пилот от бога. В любую погоду летает.

История казахстанских ВДВ начинается с возникновения Вооруженных сил РК. 7 мая 1992 года окончательно разделились две последние армии в СНГ, до этого момента считавшиеся одним целым - российская и казахстанская. Нашей республике в наследство досталась десантно-штурмовая бригада, которая за 12 лет доросла до Аэромобильных войск.
- Нам удалось сохранить и технику, и личный состав, - рассказывает Виктор Житник. - И сегодня мы можем гордиться своими Аэромобильными войсками. К примеру, соседняя Киргизия до сих пор не может создать такие войска, потому что в свое время не сумела сохранить то, что имела. За последние два года в воздушно-десантных войсках произошли большие изменения: обновили парашютный и авиационный парки, в частности, у нас появились Ан-12, и вот совсем недавно закупили новые испанские самолеты.

- У десантников есть понятие удачи?
- У нас есть понятие “успех операции”, а он достигается тренировками. У нас говорят: “С любых высот - в любое пекло”.

- Бывает, что солдат отказывается прыгать? Правда, что таких просто выбрасывают с борта?
- Это миф. На самом деле мы все ответственны перед законом за жизнь солдат, и никто никого не выбрасывает. А вдруг человеку станет плохо? У нас были случаи, когда офицеры, имеющие не по одному десятку прыжков, отказывались прыгать. Сейчас они уже не десантники, но продолжают служить в армии.

Побывали мы и на прыжковом поле, куда один за другим приземлялись десантники.
- Отличная посадка, - встречает нас Елена Торгашина. - Помню, на четвертом прыжке при приземлении поднялся ветер и меня начало таскать по земле. Спасибо солдату, который поймал и спас меня.
Тем временем к месту приземления прибыл полковник Виктор Житник, и у десантников начался разбор полетов.

Надежда ПЛЯСКИНА, plyaskina@time.kz, фото Романа ЕГОРОВА, Алматинская область

Поделиться
Класснуть