Сверхтяжёлое предчувствие
12 апреля, в День космонавтики, президент РФ Владимир ПУТИН, проинспектировав строительство в Амурской области нового российского космодрома, сделал довольно громкое заявление: “Восточный” - это будущее космонавтики, а “Байконур” - устарел морально и физически”. При этом он обнародовал новые сроки введения в эксплуатацию объектов “Восточного”. В результате отпали все сомнения: Россия существенно ускоряет строительство собственного космического комплекса.
По словам президента РФ, в 2015 году с нового космодрома будут осуществлены первые запуски “Союзов”, в 2018-м оттуда полетят первые пилотируемые ракеты, а к 2020 году строительство космодрома должно быть завершено в полном объеме. Кроме того, в 2015 году должен быть сдан в эксплуатацию первый жилой квартал нового города, возводимого близ космодрома. Кстати, Путин предложил назвать его в честь одного из отцов-основателей космонавтики Константина Циолковского.
Отношения между Казахстаном и РФ в космической сфере за последние полгода так обострились, что любое неосторожное заявление одной стороны воспринимается другой чрезвычайно болезненно. Вот и на этот раз месседж Путина по поводу “Байконура” многими в Казахстане был воспринят с мало скрываемым раздражением - и не только потому, что “за державу обидно”. Российский президент фактически озвучил то, о чем говорилось давно, но никем официально на таком высоком уровне не подтверждалось. Кремль намерен построить на Дальнем Востоке аналог “Байконура”, в частности стартовые комплексы для запуска тяжелых и сверхтяжелых ракет. А это может означать, что в обозримом будущем Россия перестанет нуждаться в “Байконуре” в той степени, в которой нуждалась всегда.
Однако программа реализации одного из главных стратегических российских проектов настолько сложна и обширна, считает казахстанский эксперт в космической сфере Нурлан АСЕЛКАН, что в обозримой перспективе рассчитывать на полную замену “Байконура” Кремлю не приходится, как бы он этого ни хотел - без него “Роскосмос” не сможет удовлетворить свои амбиции на мировом рынке космических услуг:
- Тяжелые и сверхтяжелые ракеты - это перспектива далекого будущего, ведь во всем мире существуют всего лишь два космодрома, с которых летают ракеты подобного класса. И один из них - “Байконур”. В общем, на период президентства Владимира Путина сверхтяжелых ракет на “Восточном” не будет точно, а все дальнейшие разговоры - за рамками реальной политики.
В свою очередь, политолог Айдос САРЫМ уверен, что российская сторона намеренно политизирует вопрос:
- На мой взгляд, Россия продолжает предпринимать попытки запугивать Казахстан своим возможным уходом с “Байконура”. Несмотря на строительство нового космодрома, в ближайшее время, по мнению экспертов, альтернативы казахстанской площадке нет. Россия, если говорить откровенно, до сих пор не может свыкнуться с мыслью, что “Байконур” - суверенная территория Казахстана, отданная ей в аренду. Второй момент: российских чиновников, как мне кажется, раздражает настойчивость наших представителей, которые требуют вести переговоры не столько с позиции, сколько “Протонов” надо запустить в том или ином году, а с позиции - как выстраивать длительные, взаимовыгодные отношения, рассчитанные на многие годы вперед. Понятно, что такого рода переговоры по определению не могут быть быстрыми. Надо учиться кропотливо, если нужно - годами обсуждать проблемы по мере их поступления. Других вариантов попросту нет. У Казахстана есть свои национальные интересы, и не факт, что они будут совпадать с интересами и желаниями российской стороны. А язык ультиматумов и шантажа - вовсе не тот язык, на котором нужно разговаривать двум странам, называющим друг друга союзниками.
И тем не менее положа руку на сердце признаем: “Байконур” действительно устарел морально и износился физически. И сегодня главная задача Казахстана - суметь сконцентрировать свой потенциал на пока еще востребованных площадках “Байконура”, искать новых партнеров в космической сфере. Кстати, в начале месяца сопредседатель межправительственной российско-казахстанской комиссии Кайрат КЕЛИМБЕТОВ и глава “Роскосмоса” Владимир ПОПОВКИН сообщили о первых договоренностях по проекту создания на базе ракеты-носителя “Зенит” отечественного космического комплекса “Байтерек” с участием украинской стороны. И этот факт не может не радовать.
Игорь ХЕН, Алматы
Вместо P.S. В “Казкосмосе” оперативно прокомментировать высказывание Владимира Путина относительно “Байконура” отказались, пообещав рассмотреть наш запрос в течение трех дней.
Когда верстался номер
Вчера президент страны провел заседание Совета безопасности. “Нурсултан Назарбаев отметил, что у Казахстана в сфере космической деятельности есть не только амбициозные цели, но и соответствующие экономические и технические возможности для широкого использования космических технологий”, - говорится в распространенном по итогам заседания Совбеза сообщении пресс-службы главы государства. “Важно ставить перед собой реальные задачи, определив те сегменты космической деятельности, которые наиболее интересны и востребованы для Казахстана”, - отмечается в нем со ссылкой на главу государства. По информации пресс-службы, на заседании было “особо подчеркнуто, что основной партнер Казахстана в космической деятельности - это Россия, поэтому развитие двустороннего сотрудничества и реализация совместных проектов является приоритетной задачей”.
По сообщению Интерфакс-Казахстан