11941

Улыбнитесь, вас снимает скрытая камера!

В середине декабря прошлого года в Алматы заработали 25 новых постов видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Автомобилисты разделились на два лагеря: одни считают, что на дорогах наконец-то будет больше порядка, другие уверены, что толку от нововведений никакого, а видеоловушки - лишь средство, которое поможет пополнить городскую казну. Первый результат уже есть - количество проштрафившихся водителей резко возросло. Что помимо этого дала новая система? Об этом мы поговорили с и.о. начальника процессингового центра управления дорожной полиции ДВД города Алматы Зинуром ТОЙБАЕВЫМ (на снимке), который разбирается в спорных ситуациях и принимает автомобилистов, не согласных с тем, что их оштрафовали.

- Водители стали более дисциплинированными, - уверяет Тойбаев. - Например, если раньше никто не обращал внимание на стоп-линию, то сейчас большинство автомобилистов останавливаются именно перед ней, как и требуют правила дорожного движения.

- Как раз таки по поводу стоп-линии возникло больше всего вопросов. Например, я поворачиваю налево, впереди несколько машин. Они проехали перекресток, а я не успела и осталась стоять за ней. Камера зафиксирует нарушение?
- Конечно. Если вы видите, что перекресток занят, не выезжайте на него, стойте на месте. Это проблема алматинских автомобилистов: впереди полно машин, а они все равно едут. Ко мне каждый день приходят водители, от которых я слышу: “За стоп-линией был только бампер моей машины, колесами я до нее не доехал, а вы мне уже штраф прислали”. Люди не понимают, что стоп-линия - это все равно что стена или другая машина, пересек ее - врезался. Большинство несогласных, которые приходят в мой кабинет, просто плохо знают правила дорожного движения.

- Если я выехала на перекресток на зеленый, а смогла повернуть только, когда загорелся красный? Ведь алматинские “шумахеры” умудряются проскочить не только на мигающий желтый, но и на запрещающий сигнал.
- В этом случае оборудование не зафиксирует нарушение, потому что по правилам вы завершали маневр. Камера улавливает такие моменты. В ней используются лазерные датчики, которые вплоть до миллисекунды замеряют, где проехала машина, на какой сигнал светофора, как повернула.

- Ее можно обмануть? В Интернете свободно продают специальные шторки, которые закрывают госномер, когда машина проезжает мимо видеофиксатора.
- Мы и раньше останавливали машины со шторками. Не скажу, что очень часто, но иногда наши патрульные изымали такие приспособления. И сейчас некоторые их используют. Но, кстати, мы не заметили, чтобы после установки новых постов видеофиксации “зашторенных” машин стало больше. Раньше водители покрывали гос-номер светоотражающими лаками. Из-за этого вспышка радара не могла его считать. Сейчас делать это бесполезно, лазер не реагирует на такие уловки. Единственное, что может помешать его работе, - плохие погодные условия. Когда идет сильный снег, картинка, поступающая с постов, бывает нечеткой, из-за этого сложно разобрать госномер. В таких случаях мы не фиксируем нарушения.

Мои подозрения, что камеры настроены не в пользу автомобилистов, Зинур Тойбаев развеял: на каждую камеру независимые специалисты после проверки выдают сертификат. Технических сбоев у автоматики не было, посты новые и работают как часы.
Как уверяют в полиции, каждому проштрафившемуся рано или поздно все равно придется платить по счетам. И неважно, из какой области Казахстана он пожаловал в южную столицу. “Письмо счастья” найдет его везде, ведь информацию о нарушениях из Алматы отправляют во все регионы Казахстана. К тому же в городе постоянно работают мобильные комплексы, которые выявляют неплательщиков в транспортном потоке. Оборудование автоматически считывает госномера проезжающих машин и вылавливает должников. Их останавливают и предупреждают о том, что нужно оплатить штраф. Особое внимание - иногородним и авто с иностранными, к примеру киргизскими, номерами. Информация о нарушителях хранится в среднем три года. Но чаще всего лихачам приходится раскошеливаться раньше. Хотя бы раз в год-полтора каждый автомобилист проходит техосмотр, меняет права, ставит машину на учет. А сделать это, не заплатив по счетам, не получится. Правда, несмотря на все это, в Алматы есть люди, на которых висят неоплаченные штрафы на 300-400 тысяч тенге. И бежать в дорожную полицию они не спешат. Зато чаще туда стали наведываться представители коммунальных и экстренных служб города. К примеру, водителей машин по уборке улиц с начала зимы оштрафовали на 1,2 миллиона тенге. Коммунальщики сразу заговорили о том, что к ним должен быть особый подход. Но в полиции не собираются кому-то делать поблажки.
- Есть Административный кодекс, отступать от него мы не можем, - рапортует непреклонный Зинур Тойбаев. - Камере все равно, какая машина на дороге - “скорая”, пожарная служба, - она фиксирует нарушение правил. Мы не знаем, может быть, водитель поехал на служебной машине к себе домой - и такие случаи бывают. Они приходят к нам и объясняют, почему пришлось нарушить правила, ведь делать это машины экстренных служб могут только в случае крайней необходимости. Нам предоставляют карту выезда, в которой четко прописано, откуда, куда и зачем ехал автомобиль. Иногда мы отменяем штрафы, но бывает, что и нет.

- Коллеги часто попадают в объектив?
- Попадают. И они так же, как и представители других экстренных служб, предоставляют выписки из тревожного журнала, дают пояснения.

- И их тоже штрафуете?
- Штрафуем.

- А владельцев машин с блатными номерами, чиновников, их детей?
- Платят все. Знаете, человек, который однажды попал в объектив, в следующий раз в том месте не нарушит. Патрульные машины, с блатными номерами, дорогие джипы - все притормаживают перед скоростомером. Мы это видим.

- Вам лично “письма счастья” не приходили?
- Нет, я езжу аккуратно.

- То есть списка неприкасаемых нет и не будет?
- Нет.

Приехали

С середины декабря прошлого года зафиксировано почти 170 тысяч нарушений правил дорожного движения. Чаще всего алматинские водители превышают скорость - более 115 тысяч нарушений. Неправильный проезд перекрестков - почти 54 тысячи проштрафившихся. За это автомобилистам придется заплатить весьма внушительную сумму - один миллиард 850 миллионов 217 тысяч тенге.

У нас везде глаза...

До первого июля в Алматы установят еще 25 постов видеофиксации, а к концу года оставшиеся 57. Всего таких ловушек будет 107. Часть из них фиксирует только нарушение скоростного режима, другие - неправильный проезд перекрестков. Они появятся во всех частях города, на загруженных и аварийно-опасных участках, вблизи школ и детских садов. Работа продолжится и в 2014 году, правда, пока неизвестно, сколько еще постов появится на алматинских перекрестках.

Новые посты видеофиксации, которые уже действуют

Контроль проезда перекрестка (пересечение стоп-линии, проезд на красный, выезд на встречную полосу):
1. Абая - Желтоксан
2. Ауэзова - Тимирязева
3. Жансугурова - Жумабаева
4. Сейфуллина - Гоголя
5. Сейфуллина - Жумабаева
6. Фурманова - Абая
7. Фурманова - Маметовой
8. Фурманова - Макатаева
9. Фурманова - Кабанбай батыра
10. Абылай хана - Кабанбай батыра
11. Абылай хана - Макатаева
12. Байтурсынова - Сатпаева
13. Сейфуллина - Кабанбай батыра

Контроль скоростного режима:

Аль-Фараби - Фурманова (под мостом)
Аль-Фараби - Достык (под мостом)
ВОАД - Кульджинский тракт (один километр от туннеля в восточном направлении, пешеходный переход)
ВОАД - Кульджинский тракт (5,5 километра от туннеля в восточном направлении, пешеходный переход)
Саина - Райымбека (с восточной стороны от моста, АЗС “Гелиос”, есть арка)
Рыскулова - пешеходный путепровод “Школа”
Саина - Шаляпина (под мостом)
Сейфуллина - Аль-Фараби (под мостом)
Сейфуллина - Тимирязева (под мостом)
Бекмаханова - между Бурундайской и Спасской (под мостом)
Достык, 310 (центр “Люксор”)
Аль-Фараби, 73 (пешеходный переход)

Оксана АКУЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: akulova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть