Всё больше людей наши тайны хранят
На днях проблемой утечки гостайн из соседней России обеспокоился президент Чечни Рамзан КАДЫРОВ. “Предлагаю на суд руководства страны, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и всего общества идею введения моратория на выезд за рубеж на определенный срок государственных чиновников высокого ранга, которые имели или имеют доступ к секретной информации стратегического значения”, - написал глава маленькой, но гордой республики в газете “Известия”.
Эту идею тут же подхватили некоторые политики. К примеру, депутат Госдумы Шамсаил САРАЛИЕВ подготовил проект закона о “невыездных чиновниках”, который, по его словам, после консультаций и обсуждений с экспертами он намерен предложить на рассмотрение нижней палате российского парламента. И хотя многие коллеги Саралиева отнеслись к затее с прохладцей, некоторые все же считают, что она не лишена здравого смысла.
А стоит ли Казахстану ограничить своих бывших и действующих чиновников в праве на выезд за рубеж ради сохранности госсекретов? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам - депутатам и общественным деятелям. Как оказалось, их мнения во многом совпадают, однако некоторые высказывания показались нам довольно любопытными.
Известный общественный деятель Алтыншаш ДЖАГАНОВА (на снимке), которая с 1999 по 2004 год руководила Агентством по миграции и демографии, а в последние годы возглавляла партию “Руханият”, считает, что запрет на выезд чиновников никоим образом на сохранности госсекретов не отразится.
- Все это чепуха, - считает г-жа Джаганова. - Во-первых, нужно набирать на госслужбу изначально надежных людей, у нас же чиновники командами приходят, командами и уходят. Некоторые вообще сбегают, и никто, судя по всему, в этом им не препятствует. Во-вторых, мы же не можем закрыться от внешнего мира железным занавесом в то время, как весь мир находится в системе глобальной интеграции. Поэтому государство должно стимулировать носителей гостайн к тому, чтобы они оставались гарантами их сохранности. В конце концов, бывает такая информация, которая является секретной бессрочно. Не зашивать же теперь рты всем, кто таковой обладает.
По мнению бывшего заместителя министра обороны РК генерал-майора Амирбека ТОГУСОВА (на снимке), ушедшего со своего поста в начале 2000-х, в нашей стране понятие “секретность” вообще стало очень и очень условным.
- При нынешних технологиях и возможностях любая деятельность, даже сверхсекретная, становится полупрозрачной, - говорит экс-чиновник. - Более чем уверен, что получение любого рода информации через индивидуального носителя секретов проще простого. И для этого совсем необязательно ехать за границу. Американцы военный бюджет до последнего цента сделали прозрачным, не говоря о численности вооруженных сил. Неужто у нас есть какие-то сложности подсчитать подобные расходы государства на оборону? При всем моем уважении к Кадырову я считаю его идею несовременной, а в Казахстане подобная инициатива безосновательно ограничит людей в правах. И если однажды меня вдруг сделают невыездным, я выскажу свое мнение - вплоть до обращения в суд.
Депутат сената Гани КАСЫМОВ (на снимке), который в конце 90-х руководил казахстанской таможней, считает, что секреты бывают разными, но некоторыми из них в силу глобальных угроз мировое сообщество делиться между собой просто обязано.
- В эпоху социализма, которая закончилась 1991 годом, секретоносителям было запрещено выезжать за пределы страны, а деловые поездки жестко контролировались. Но с тех времен наша страна провозгласила себя демократическим и светским государством, где права человека выше огульных запретов. В конечном счете многие государства сотрудничают в области борьбы с терроризмом и предотвращения политических конфликтов. В этих сферах секретов тоже полно. И если секретоносители в этих областях спокойно перемещаются по миру, значит, государство им доверяет. А если на каком-то складе на две бочки меда больше, чем на другом, так это не причина ограничивать завскладом в передвижении. Лично я еще ни разу не слышал, чтобы какой-то казахстанский чиновник, в том числе и беглый, “слил” миру какие-то фантастические данные, от которых государство упало в обморок. Голливуд в сто раз интереснее блогбастеры снимает.
Опытная госслужащая Загипа БАЛИЕВА (на снимке), которая до избрания в мажилис занимала ряд руководящих постов, в том числе министра юстиции страны, в себе как хранителе госсекретов уверена, но вместе с тем считает, что каждое государство должно индивидуально в зависимости от ситуации принимать меры к охране стратегических тайн.
- Конечно, есть такое понятие, как человеческий фактор, но это не означает, что иностранная разведка способна завербовать всех и каждого, - убеждена г-жа Балиева. - Тем более в Казахстане работает достаточно специальных служб, ответственных за сохранность госсекретов, принята законодательная база. Дополнительные меры, тем более ограничивающие госслужащих в правах на передвижение, на мой взгляд, были бы излишними.
А вот глава общественного объединения “Боевое братство” полковник запаса Сергей ПАШЕВИЧ (на снимке) определенный смысл в идее российских политиков видит.
- Одно дело, когда чиновник выезжает за границу по служебной надобности, другое дело - когда разъезжает по курортам на свою скромную зарплату, - высказал свое мнение Сергей Пашевич. - Если госслужащий может позволить себе жить на широкую ногу, значит, у него есть нетрудовые доходы. Их происхождение и нужно выяснять, прежде чем давать слуге народа полную свободу. В конце концов, нет гарантии, что дополнительный заработок чиновника легальный и не добыт путем, скажем, работы на иностранную разведку.
Глава общественного объединения “Улт тагдыры” Дос КОШИМ (на снимке) считает наиболее опасными с точки зрения утечки ценной государственной информации казахстанских беглецов-чиновников.
- Для начала государству, в том числе России, нужно четко определиться, какие категории госслужащих могут являться объектами повышенного интереса со стороны иностранной разведки, - говорит г-н Кошим. - Если речь идет о разработчиках каких-то сверхсекретных военных или биологических технологий, то это одно дело, а если это командир какой-то войсковой части, которому известен вес хранящихся на складе портянок, то это явно не госсекрет. Мне до сих пор непонятно, почему практически бесконтрольно и без каких-либо последствий из страны сбежал бывший глава КНБ Альнур МУСАЕВ, и его персона, в отличие от того же Рахата АЛИЕВА, казахстанские спецслужбы мало интересовала. В каких-то вопросах власти страны чересчур скрупулезны, а носитель информации о госбезопасности при этом в бегах.
Александра АЛЁХОВА, Алматы